В силу исключительных условий расположения станицы, - на берегу Дона, - население её занимается рыбной ловлей и лишь 5-6 процентов – земледелием. Но отсюда не следует заключать, что земледельцы ведут своё хозяйство на широкую ногу, заарендовывая земельные паи станичников, занимающихся рыбной ловлей. Ничуть не бывало. Обрабатывают они по преимуществу свои только паи, так как народ этот небогатый, да и имеют они ещё конкурентов-скупщиков, с которыми бороться им не под силу.
В станице до 2 500 паёв; из них более 2 000 ежегодно продаётся. Согласно существующим законоположениям, каждый гражданин имеет право заарендовать свой земельный пай только на один год.
Делается это так: в конце июля или в начале августа составляется общественный приговор, которым разрешается заключать сделки. Владелец пая и покупатель приходят в станичное правление и заключают условие, которое и заносится в особую книгу. Покупателями являются свои же граждане, но только не земледельцы, а так называемые «спекуляторы» (попросту мироеды), всякими недозволенными средствами выколачивающие за бесценок паевые наделы у своих граждан. Елизаветинские Разуваевы действуют в данном случае так же точно, как и Разуваевы других станиц и хуторов области: то мелким кредитом опутывают, выдавая наличными или товаром, то водкой подпаивают, предсказывая в то же время по собственному календарю полный неурожай хлебов и травы, мор и прочие напасти, низводящие до нуля доходность земли.
Узаконив таким образом словесные сделки в станичном правлении, наши Разуваевы заарендовывают их мужикам-земледельцам, понятно с большой для себя выгодой. Подобного рода ″занятие земледелием″ настолько, оказывается, прибыльно, что, при известном умении, можно жить не только безбедно, но и составить капиталец; поэтому и мироеды наши – люди состоятельные, с большими претензиями на почёт. На сходе они кричат громче всех, неуважение к своему авторитету почитают за личную обиду и жестоко мстят закабалённому у них выборному или ведут подпольные интриги против равных или сильнейших противников.
Мироеды ничего не боятся и не стыдятся, ибо всегда себя чувствуют хозяевами положения. Смущают их только корреспонденты, дерзающие время от времени помещать их портреты в областных газетах. К их сожалению, портреты эти выходят с такими кривыми рожами, что прямо-таки обидно признавать их за свои… А станичники и рады: хихикают себе да посмеиваются над описанными ″героями″. Вот это-то состояние – служит посмешищем какой-нибудь «голытьбы», «шушеры» - и причиняет сильнейшие огорчения почтенным богатеям.
Из плеяды мироедов-елизаветинцев особенно отличаются трое: Горлопятов, Аршинников и Наперников. Первый из них потому и прозван Горлопятовым, что горло у него как труба иерихонская – никто с ним не сговорится а с нуждающегося он с радостью последнюю рубаху снимет.
Аршинников одержим манией величия, говорит баском, авторитетно, никаких противоречий не терпит. Из своего магазина почти не выходит. За манеру говорить и свою крайнюю неподвижность прозван «чревовещателем». Паи он приобретает у себя в магазине от заборщиков товара, причём берёт их за долги или отпускает потребное количество залежалого товара и… пай у него в руках.
Наконец, третий – Наперников хотя и из молодых дельцов, но достаточно зрелый по части объегоривания ближнего. В то время, когда рыболовы-граждане с замиранием сердца выезжают на ″скачок″ и забрасывают ″на счастье″ свои мрежи в воды тихого Дона, Наперников уверенно погружает в мутные воды человеческой нужды свои сети и ловит… земельные паи.
Есть и другие пауки в том же роде, но мы о них говорить не будем, так как они очень похожи один на другого. Интереснее проследить причины нарождения у нас мироедов. А причины эти, по нашему мнению, кроятся в самом укладе станичной жизни. Больное место станицы – отсутствие мелкого кредита. Бедному казаку в минуту крайней нужды волей-неволей приходится обращаться за помощью к ″благодетелю″, тому же Горлопятову или Аршинникову. Он знает, что лезет к нему в кабалу, что за взятый пятак осенью, уплатит весной рублём. Другого выхода нет, и он сознательно даёт надеть себе петлю на шею.
В 1895-96 годах много говорили об учреждении станичных ссудных касс: вопросом этим усиленно занималось и областное правление, но встретились препятствия, по-видимому, непреодолимые, и симпатичному делу не суждено было осуществиться.
Паевой надел является единственным достоянием казака, как источник существования, если он земледелец, и как известная ценность, которую можно во всякое время капитализировать, если кто не занимается обработкой земли. В последнем случае само собой понятно, как важно для казака, чтобы его надел давал соответствующую пользу и при условии нормальной эксплуатации земли. При нынешних порядках заарендовывания земли, конечно, не достигается ни та, ни другая цель. Земля, попавшая в третьи руки исключительно людей пришлых и за высокую цену, вырабатывается ими до полнейшей негодности. Не проходит и 10 лет, как земля обращается в золу и производит одни лишь сорные травы и бурьяны. Да и кто будет беречь чужое добро, зная, что в будущем году земля может попасть к другому арендатору и тот воспользуется залежью, хорошей травой?
Подобного рода безобразное ведение хозяйства практикуется, конечно, не в одной Елизаветинской станице; это явление, наблюдаясь везде на Дону, обратило на себя внимание областного правления, которое и порекомендовало станичным правлениям следующие меры: лица, которые не занимаются хлебопашеством, соединяют свои паи в отдельные участки, которые затем продаются с торгов, а полученные деньги делятся по числу паевых. Такая мера, прежде всего, поднимает ценность земли, причём последняя по преимуществу попадала бы в руки самих земледельцев-крестьян, то есть иногороднего сословия, ибо самый порядок этот вызывает необходимость приобретать землю на товарищеских началах. Товарищества же явились бы противодействием алчным аппетитам господ мироедов.
Такой порядок заарендовывания земли недавно рекомендовал рыболовам и наш станичный атаман, подъесаул Чекунов. Условия к тому были самые подходящие: в этом году был общий передел земли на два года. Но атаман, должно быть, слишком слабо настаивал, а мироеды (между ними есть выборные) слишком энергично протестовали, а потому и предложение не было принято. Очень жаль! Давно пора парализовать вредную деятельность этих паразитов, благодушествующих на счёт бедного класса населения. Не мешало бы подумать об этом и станичному атаману, главному хозяину станичного добра и прямому защитнику интересов небогатых граждан.
Газета «Донская речь» № 221 от 24 августа 1899 года.
Навигатор ← Ростовский округ