…У каждого свои игрушки.
Маленькая девочка баюкает куклу, приготовляя себя к будущему материнству. Доля матери почётна, уважаема, но и многотрудна. Тяготы вынашивания, опасности, кровь и муки родов, вскармливание и бессонные ночи рядом с люлькой - всё это возносит женщину к высотам духа, приводит её к уважению и почитанию среди людей.
Другая девчонка, несмотря на нежный возраст, уже подводит себе брови, доставая пальчиком копоть из очага, пытается обратить на себя внимание песнями и танцами. Ей нравится внимание и одобрительные улыбки окружающих, она, конечно же, добьётся своего. Если вырастет красавицей, её будут желать многие сильные мужчины, восторгаться, дорого платить за её благосклонность. Но женский век, увы, короток, как только появятся другие, которые будут моложе, ярче, красивее, её забудут и она закончит свою жизнь в нищете и презрении.
Вот мальчишки схватились за палки, вообразив будто это мечи, и рубятся между собой отчаянно. Они будут хорошими воинами, защитниками и опорой своей страны. Один из них, то ли постарше, то ли пошустрее остальных, командует, раздаёт поручения - этот станет сотником, а может даже воеводой.
Кто-то возится с глиной, лепит фигурки, кто-то рисует угольком на плоском камне. Одни норовят взобраться на спину ослу, других привлекают хитрые плотницкие инструменты и запах свежей стружки. Кто-то готов подняться ни свет ни заря, чтобы ловить рыбу, а иной мастерит ловушки или силки для птиц.
Как это важно - разглядеть склонность ребенка к определенному занятию, обучением развить его способности, чтобы став взрослым, он смог проявиться в полной мере…
Так размышлял красивый мальчик одиннадцати лет, а его большие, немного грустные глаза внимательно наблюдали за копошением муравьев в муравейнике. У него был собственный муравейник в большом стеклянном ящике. Мальчик с интересом изучал поведение муравьиной семьи, нет настоящего муравьиного царства, где есть своя царица - матка, воины с крепкими челюстями, которые без раздумий бросаются на противника многократно превосходящего их в размерах, и работники приставленные ко всевозможным хозяйственным делам.
Сквозь стекло видны ходы, спальни, кладовые, ясли с личинками, даже покойницкая. Какой порядок! Никто не бездельничает! Как же царице удается столь искусно править своими многочисленными подданными?
- Шломо, учитель пришел! - зовёт его мать, и мальчик, набросив верхнюю одежду, торопится выйти к наставнику.
Соломон, десятый сын Давида, царя надо всеми двенадцатью коленами Израиля, своих учителей выбирает сам. Ему всё интересно: как пилить камень, разводить домашнюю птицу, скрещивать лошадей, вычислять положение созвездий, поднимать большие грузы, строить корабли, выращивать сады, плавить железо и самое главное - как управлять людьми.
А завтра будет царский суд. К царю за правосудием и справедливостью придут люди со всего Израиля, принесут свои жалобы, прошения, тяжбы. Это, пожалуй, любимая игра Соломона, Давид позволяет ему стоять позади трона, а мальчик, глядя на истцов, ответчиков и свидетелей, пытается определить, кто из них лжесвидетельствует или скрывает правду, подкуплен или же юлит, в надежде избежать наказания. Соломон, видит и понимает, что соблюдение закона и установление справедливости не всегда одно и то же.
Хорошо, когда всё просто.
Например, юноша - истец, после смерти отца уезжавший по делам, оставил на сохранение родственнику талант серебра, а старик - ответчик, воспользовавшись неискушённостью юноши, отсутствием свидетелей и расписок, отказывается возвращать ему оставленное. Мол, не было ничего, всё выдумывает нахальный юнец, оговаривает пожилого, почтенного человека. Пока внимание суда было обращено на истца, сбивчиво и запальчиво излагавшего суть дела, Соломон внимательно наблюдал за ответчиком и ясно видел нагло - самоуверенную ухмылку старого хитреца. Его губы едва заметно дрогнули в седой бороде, но Соломон видел. Теперь дело было за малым, нужно уличить плута, а для этого застать врасплох, заставив поверить, что суд завершится в его пользу.
Маленький умник что-то жарко шепчет на ухо отцу сквозь высокую резную спинку судейского кресла.
Судебное заседание идёт своим ходом, выслушивают ответчика и удаляют обоих из зала, чтобы суд мог посовещаться. Кто-то из Малого Синедриона высказывается, что формально, у истца нет никаких доказательств в свою пользу, поэтому дело придется закрыть. Тем временем, Давид подзывает к себе царского писца и отдаёт ему какие-то указания. Тот в свою очередь шепчет что-то на ухо начальнику царской стражи.
Стражники заводят обратно юношу и старика. Писец обращается к истцу:
- Так ты говоришь, что серебро ты передавал своему дяде без расписки и свидетелей? Поразительное легкомыслие! Но ты можешь сказать хотя бы где это происходило?
- Да, мой господин, под старым дубом, у колодца - ответил отчаявшийся и поникший, молодой человек со вздохом.
- Так приведи сюда этот дуб, пусть он будет твоим свидетелем!
- Но он не придет, мой господин!
- Вот тебе папирус с царской печатью, скажи дубу, что сам царь Давид вызывает его на суд! - словно издеваясь, говорит царский писец - Беги! Торопись!
Когда юноша под насмешливый гул присутствующих покинул зал суда, писец с улыбкой, даже будто бы подмигнув ответчику, сказал:
- Назови ещё раз свое имя, почтеннейший, чтобы я мог правильно записать его в своей книге.
- Элиезер Бен Ицхак, о мудрейший! - с ещё более широкой улыбкой и подмигиванием ответил хитрый старик, показывая, что понял намек вельможи.
- Кстати, как ты думаешь, успеет ли этот глупый мальчишка вернуться до полудня?
- Нет, не успеет! - скорчил презрительную гримасу ответчик. И тут в его глазах мелькнул ужас, шельмец понял, что сам обманут и изобличён, и сейчас на него взирает грозный царь и Синедрион.
Человек идущий в храм, ищет не столько Бога, сколько чудес. За жертвенного ягненка он хочет найти выгодное место для сына, хорошего мужа для дочери, исцеление для захворавшей жены, богатый урожай на винограднике и много других благ, причем он желает получить всё и сразу. Когда человек затевает тяжбу, он не желает правосудия, он ищет свою выгоду, пусть даже и в ущерб всем остальным участникам процесса. В надежде выиграть, он готов на любую подлость по отношению к ближнему, готов на любой обман и даже готов потратиться на взятки, только бы урвать кусок пожирнее. Поэтому самые сложные дела для суда это, конечно же, тяжбы о наследстве.
Сколько в них коварных интриг, взаимных обвинений, грязной клеветы! Сколько ненависти между людьми, связанными кровными узами! Сколько подложных документов, подкупленных свидетелей, безудержной лжи! Такие дела лучше всего решать не торопясь, в течение нескольких заседаний, чтобы до вынесения решения успеть посмотреть на людей несколько раз. Так становится понятно, что главный наследник и старший сын, внезапно умершего богатого купца, не успевшего при жизни распорядиться своим имуществом, пьяница, человек пустой и порочный. Средний сын, затеявший тяжбу, транжира и мот, успевший понаделать долгов, в надежде на будущее наследство. И только младший сын, которого старшие братья и в расчет не брали, был серьезным молодым человеком, способным унаследовать дело безвременно почившего отца. Вот так, камень, который не собирались использовать для строительства дома, становится краеугольным.
Какова вероятность стать царём у десятого сына государя? Если судить по закону старшинства, то никакой. Но мать Соломона Вирсавия так не думала, затеяв долгую и опасную игру, главной наградой в которой было Израильское царство. Это её острый ум, умение выбирать союзников, обходительность и такт в общении со стареющим Давидом, усилия потраченные на воспитание и образование для сына сделали возможным недостижимое. Она заслуженно заняла место советницы, воссев по правую руку от воцарившегося Соломона. Вообще, ум был их семейной отличительной чертой, недаром дед Вирсавии Ахитофел считался величайшим мудрецом в Израиле.
Царь Давид был помазан для войны. Его личная отвага и воинские доблести, его храбрые (храбрые Давида упомянуты в Библии) полководцы, его закалённое в боях, победоносное войско, неизменные победы над всеми соседними народами дали Израилю покой. Огромные богатства, взятые в качестве военной добычи у амалекитян, сирийцев, аммонитян, хананеев, филистимлян требовали себе рачительного и мудрого хозяина для вложения в строительство, запуска в производственный и торговый оборот. Новый царь восходил на престол, чтобы устроить мирную жизнь народа, дать Израилю благополучие и процветание.
И Соломон строил Храм, дворцы, конюшни, порты, казармы. Дружба с царями богатейших торговых финикийских городов позволила Соломону торговать со всем обитаемым миром и не было уголка, куда бы не проникли его купцы, и не было плода земли или вещи, созданной человеческими руками, которую нельзя было купить в Иерусалиме.
Соломон закладывал верфи, кузницы, ткацкие, кожевенные, гончарные, столярные, ювелирные, стекольные мастерские. Тонкий дипломат, он сумел обаять самого египетского фараона (есть разные варианты, но ближе к истине Псусеннес ll), вступил с ним в союз и породнился, взяв в жены его дочь, получив в приданое хананейский город Гезер.
Затмевающий всё, что можно вообразить своей роскошью и великолепием Храм построен. Царский дворец поражает богатством и совершенством. Сокровищницы ломятся от золота, серебра, драгоценных камней, нужно строить новые, потому, что некуда будет складывать прибывающие дары от союзников, дань от вассалов, прибыль от торговых предприятий. Сотни прекраснейших женщин, жён и наложниц, каждый день готовят пир, в надежде, что царь посетит их вечером. Народ, почивающий под мирной сенью собственных садов и виноградников, днём и ночью благословляет царя, постигшего всю мудрость Вселенной, которому, по Слову Божию, служат ангелы и демоны…
…Так откуда же печаль в глазах Соломона?
Пресыщение блистательными трудами, богатством, женщинами. Чувства притупились, изысканные яства кажутся пресными, диковины не вызывают интереса, сама мудрость, к которой всегда стремился, до которой был так жаден Соломон, теперь порождает лишь скорбь.
…Суета сует. Всё суета!..