Найти в Дзене

Грабли "Аполлона", на которые наступил и "Союз" | Привет от Лунной Аферы

Оглавление

Дьявол кроется в мелочах. Устройство американской космической техники, якобы позволившей высадить астронавтов на поверхность Луны, не первый взгляд выглядит высокотехнологичным и прогрессивным. А на второй - ни тем, ни другим. А кое в чём даже тупиковым!

Один из важных факторов, доказывающих существование "Лунной Аферы" - это вопрос с солнечными панелями.

Солнечная батар́ея, солнечная панель — комплекс фотоэлектрических устройств (фотоэлементов), преобразующих солнечную энергию в постоянный электрический ток.

Энергия в Космосе нужна любому кораблю или станции - пилотируемым, беспилотным. Она обеспечивает практически все сферы деятельности аппарата: терморегулирование внутри, вентиляцию и очистку атмосферы корабля, связь с Землей, разогрев и заморозку продуктов питания, нагрев воды, работу научного оборудования и так далее. Что важно - многие функциональных устройств на борту работают в режиме нонстоп, а значит, должны обладать возможностью быть подключёнными к постоянному энергоснабжению.

Но где взять электроэнергию для такой задачи в долгом полёте? На нынешнем уровне развития космотехники и при современной удалённости кораблей от Земли главным источником остаётся звезда по имени Солнце. А значит, солнечные батареи.

Для всех сегодня привычна картинка летящего на низкой околоземной орбите (НОО) или пристыкованного к МКС российского корабля серии "Союз-МС" с раскрытыми панелями:

КК "Союз-МС" (с 2016 года). Фото Роскосмос
КК "Союз-МС" (с 2016 года). Фото Роскосмос

Примерно такие же панели (только менее совершенные) появились уже на первом корабле "Союз" в 1968 году - на котором во время возвращения погиб советский космонавт Владимир Комаров:

КК "Союз-1", экипаж В.Комаров (1968)
КК "Союз-1", экипаж В.Комаров (1968)

Далее уже все "Союзы" имели эту конструктивную особенность. Вот, например, "Союз-4":

КК ""Союз-4", экипаж Шаталов-Елисеев-Хрунов (1969)
КК ""Союз-4", экипаж Шаталов-Елисеев-Хрунов (1969)

А вот и печально известный "Союз-11", унесший жизни ещё трёх наших космонавтов - Волкова, Пацаева и Добровольского (на схеме корабль состыкован с долговременной орбитальной станцией "Салют") - и он опять имеет все те же знакомые "крылышки" панелей:

КК "Союз-11" и ДОС "Салют-1" (1971)
КК "Союз-11" и ДОС "Салют-1" (1971)

Но внезапно в этой линейке советских кораблей, оснащенных солнечными батареями, с комплектацией что-то приключилось не то!

В 1973 году на орбиту отправился (после двухлетнего моратория на запуск кораблей, вызванного гибелью предыдущего экипажа) "Союз-12" с Лазаревым и Макаровым. И этот

Модицифированный корабль лишился солнечных батарей, электропитание бортовых систем происходило только от аккумуляторов. После стыковки с орбитальными станциями «Салют» аккумуляторы корабля заряжались от солнечных батарей станции!

Более того, последовавшие далее запуски "Союзов" под номерами 14,15,16 тоже не имели этого устройства!

Вот, например, принципиальная схема устройства "Союза-14", пристыкованного к ДОС "Салют-3"

КК "Салют-14" и ДОС "Салют-3", экипаж Поповича и Артюхина (1974)
КК "Салют-14" и ДОС "Салют-3", экипаж Поповича и Артюхина (1974)

Очень странное решение убрать с корабля солнечные панели, учитывая, что длительность полётов уже перевалила за существенный срок в 15 суток, правда?

Но оно покажется ещё более странным, учитывая, что первый такой "беспанельный" корабль отправился в Космос в 1973 году - а ведь чуть ранее, в 1969-1972 годах американцы якобы успешно наотправляли к Луне кучу кораблей, энергоснабжение которых было организовано именно от внутренних аккумуляторов, по такой же схеме!

Например, электрическая система в лунных модулях состояла из четырех серебряно-цинковых аккумуляторов по 400 а·ч, установленных на посадочной ступени, и двух аккумуляторов по 310 а·ч на взлетной ступени; на взлетной и посадочной ступенях по две электроцепи распределения энергии, соединительные коробки и реле, две шины постоянного тока и 2 дублируемых инвертора на 400 гц и 350 в·а. Перед разделением ступеней лунного корабля эти реле разрывали основной кабель между взлетной и посадочной ступенями. Когда лунный корабль состыкован с командным отсеком, его источники электроэнергии могут обеспечить все потребители лунного корабля.

Знакомая картинка, да?

КК "Аполлон" и Лунный Модуль на окололунной орбите
КК "Аполлон" и Лунный Модуль на окололунной орбите

Чудо-аккумуляторы "Аполлонов" обеспечивали целых 14 дней стандартной миссии и ещё 4 дня сверх этого дополнительно (особенно после рестайлинга, вызванного якобы аварией на А-13). И всё это уже в 1969 году! И не надо никаких солнечных батарей. Зарядил на Земле и летай неделями, борозди браздою своего корабля просторы Вселенной. Прямо магия какая-то!

Однако в СССР вскоре выяснилось, что эта магия какая-то немагическая. Плохо с аккумуляторами летать по Космосу. А с панелями - намного лучше!

И уже начиная с "Союза-17" (то есть ещё до проекта ЭПАС - стыковка Союза-19 и последнего из Аполлонов) снова появились легендарные "крылышки".

Вот, например, орбитальная станция "Салют-7" (запущена в 1984-м) и пристыкованный "Союз" - всё стандартно:

ДОС Салют-7 и Союз
ДОС Салют-7 и Союз

Что интересно, в наше время среди западных кораблей похожей компоновки солнечные панели продолжают входить в обязательный набор оборудования. Вот грузовой корабль Dragon от всеми нами любимого мистера Маска летит и черпает энергию Солнца:

Грузовик "Дрэгон" подхвачен манипулятором МКС - сам он не умеет стыковаться
Грузовик "Дрэгон" подхвачен манипулятором МКС - сам он не умеет стыковаться

Правда, вызывает некоторое смущение тот факт, что на пилотируемых "Дрэгонах" панели вновь исчезли...

Илон, в чём дело?!

Crew Dragon перед стыковкой с МКС
Crew Dragon перед стыковкой с МКС

Много десятилетий возобновляемый энергетический ресурс был и остаётся востребован в космонавтике. Нарушено это правило было только в полётах лунных "Аполлонов" и на современных "Дрэгонах". Но если отсутствие на Crew Dragon объяснимо - корабль летит на станцию чуть больше суток, а на МКС огромные поля солнечных батарей и добываемой энергии хватает и для функционирования длительно пристыкованного "Дракона" (правда, что мешало сделать также и на грузовике?!), то в случае с лунными миссиями такое решение кажется как минимум подозрительным.

И краткосрочный отказ советских покорителей Космоса от солнечных батарей и быстрое (через два года) возвращение к их использованию как будто на что-то нам намекают. Осталось разобраться, на что именно.

Алексей Королёв, исследователь "Лунного Заговора"

Смотрите также моё видео о добыче атмосферного (бесплатного) электричества в уральской деревне