- Кто нас прикрыл? Гелаевский спецназ... - так задумчиво пел под гитару знаменитый ичкерийский бард Тимур Муцураев в одной из своих песен. Но что же это за гелаевский спецназ такой, как появился и что с ним стало? Рассказываю подробно.
Итак, создан был этот полк еще в 1993-м году. Знаменитым чеченским полевым командиром Русланом Гелаевым (потому и гелаевский спецназ). В полк вошли воевавшие вместе с ним в Абхазии наиболее опытные боевики. Подразделение получило официальное название - «Борз» («Волк» или точнее - «Храбрец»).
Отличительным знаком полка стало изображение волка на шапках и униформе. Брали в «Борз» наиболее крепких парней, лучше всего имевших боевой или хотя б крутой спортивный опыт. Например, так в полк попал и Тимур Муцураев, еще в начале 1990-х ставший чемпионом Чечено-Ингушетии по каратэ.
Тренировался полк по нормативам российскими спецназа. Гелаевцев учили рукопашному бою, умению обращаться со всеми возможными видами стрелкового оружия, минно-взрывному делу, навыкам борьбы с танками.
И даже с парашютами прыгали в полку - говорят, транспортный самолет с гелаевцами сам Дудаев в воздух поднимал. Правда, умение десантироваться с парашютами гелаевцам точно никогда не пригодилось - все дудаевские ВВС российская авиация на аэродромах уничтожила уже в декабре 1994-го.
По своей программе подготовки «Борз» было довольно трудно отличить от реального российского спецназа. Разве что гелаевцы на учениях на своих базах кричали: «Аллау Акбар», а «не служу России!».
Впервые в реальном бою «Борз» испытал себя еще в 1994-м, когда выступил на стороне Джохара Дудаева в его войне против чеченских оппозиционеров. Вместе с Абхазским батальоном Шамиля Басаева в окрестностях Грозного успешно противостоял бойцам Руслана Лабазанова, Бислана Гантамирова и других противников Дуки.
- Мы волки - нас весь мир уже волками видит, - так говорил в знаменитом интервью телеканалу ОРТ один из инструкторов «Борза» Ваха Центороев. - Но мы против России быть не хотим. Если договоримся о мире, будем сражаться и за Россию.
Увы, договориться о мире Борис Ельцин тогда с чеченцами не сумел. И в первую чеченскую гелаевцы числом около полутысячи штыков действовали против российской армии в Самашках, в укрепленном селении Бамут, в окрестностях Орехово, где располагалась штаб-квартира Джохара Дудаева.
Первым реальным боем гелаевцев против федералов стало сражение за Ханкалу в декабре 1994-го. Командовал отрядом там полевой командир Умалат Дашаев, ближайший подручный Руслана Гелаева. В тяжелом бою российские танкисты «Борз» смяли. И уничтожили все приданные ему шесть танков. Умалат Дашаев погиб. А ведь говорили, что мог бы этот опасный товарищ до уровня Басаева дорасти...
«Борз» участвовал и в засаде Хаттаба у Ярыш-Марды, в обоих атаках боевиков на Грозный - в марте и августе 1996-го.
Впрочем, настоящему российскому спецназовцу «Борз» все же заметно уступал. Как пишет в своих мемуарах знаменитый генерал Геннадий Трошев, однажды у села Дуба-Юрт командир новороссийского спецназа вызвал гелаевцев на своеобразное "мирное" состязание - пробежать в полной выкладке 10 километров. «Борз» новороссийцам сильно уступил. И более на такие мероприятия никогда не подписывался...
Во вторую чеченскую гелаевцы понесли тяжелые потери в бою за родное село своего главаря - Комсомольское. Остатки полка тогда скрылись в Панкисском ущелье на сопредельной грузинской территории. А 25 октября 2001-го приняли участие в безуспешном рейде Руслана Гелаева на Кодорское ущелье Абхазии.
Окончательно «Борз» был уничтожен в феврале 2004-го при попытке прорыва Руслана Гелаева из Чечни в Грузию через Дагестан. Тогда в горных боях погиб не только сам Гелаев, но и многие его известные подельники. Например, по одной из версий, служивший в полку известный чеченский гангстер, лидер пресловутой Лазанской ОПГ Хож-Ахмед Нухаев (Хожа).
Оставшиеся в живых гелаевцы из-за границы обратились к руководству Чеченской Республики с просьбой об амнистии. В том числе, так поступил и выступивший их делегатом к Рамзану Кадырову Тимур Муцураев. Сдался и заместитель командира полка Саид-Магомед Чупалаев.
КРА учел, что гелаевцы никогда не участвовали в террористических актах вроде Буденновска, Беслана, или рейда Басаева на Дагестан. И многих участников полка, не имевших на руках тяжких преступлений, глава Чечни после проверки простил. Либо же они отделались относительно небольшими тюремными сроками, как тот же Чупалаев.
Теперь бывшие гелаевцы закрыто мирно доживают свой век в Чечне, как вышеупомянутый Муцураев. Или же служат в силовых структурах во благо России.