Впервые об этой авиакатастрофе услышал в конце 70-х, когда прибыл в Саратов для прохождения военной службы. И хотя ее рассказывали люди, причастные к расследованию, она казалась мне тогда очень древней. Ведь к тому времени прошло уже более 12 лет – все случилось в середине 60-х годов - и многие о ней стали забывать. А на днях, слушая песни Юрия Визбора, снова вспомнил о подвиге курсанта авиационного училища Павла Шклярука, ушедшего в бессмертие в волжском небе…
У Юрия Визбора есть немало стихов и песен, посвященных войне и военным.
Раньше как-то уже рассказывал о его песне «Этот город называется Полоцк», которую бард написал под впечатлением увиденного обелиска с именами двадцати двух героически погибших бойцов во главе Александром Григорьевым.
Можно прочесть ЗДЕСЬ:
Между тем, реальная история, о которой расскажу сегодня, настолько потрясла Юрия Визбора, что под впечатлением героического поступка летчика-курсанта он сочинил несколько песен: «Пропали все звуки» (Я лётчик - товарищ Гастелло, Я Пашка - обычный курсант), «Курсант» (А вы куда? Ребята, вы куда? А хоть куда - за небеса. Такое звание - курсант) и «Капитан ВВС Донцов» (…ночных полётов руководитель стал кричать в синеву: - Войдите в вираж! В пике войдите! Но помнить: внизу живут!)[1].
Младший сержант Павел Шклярук, курсант Армавирского лётного училища, помнил об этом в последние секунды своей короткой жизни…
Павел Васильевич Шклярук родился в 1946 году в г. Одессе. В 1962 году году зачислен курсантом Армавирского Высшего военного авиационного Краснознаменного училища летчиков ПВО (АВВАКУЛ).
6 июня 1966 года он совершал учебный полет на самолете (вероятно это был чехословацкий серийный реактивный учебно-тренировочный самолёт Аэро Л-29). Вылетел с аэродрома «Сокол», что под Саратовом, на котором курсанты АВВАКУЛ проходили летную практику.
У самолета после взлёта в небе над поселком Увек заглох двигатель. С земли было видно, что самолет теряет управление - он то зависал в воздухе, то стремительно снижался. Попытки запустить двигатель не увенчались успехом. Шклярук запросил у руководителя полётов разрешение о посадке на водную поверхность реки Волги...
В газете "Красная звезда" от 9 июня 1966 года сообщалось, со ссылкой на информацию из района полетов:
«Летчик мог оставить самолет. Но это значило, что машина упадет на город: под крылом лежали кварталы жилых домов, заводы. Пилот решил уйти подальше от города. Впереди Волга - единственное место, где падающий самолет никому не причинит беды. Никому, кроме летчика. Но о себе в этот миг он не думал. Воды Волги погребли самолет вместе с летчиком. Павел Шклярук учился летному мастерству в группе офицера В. Евреинова. Командир и товарищи по учебе характеризуют его как пытливого, неутомимого в учебе человека. Он мечтал о голубых дорогах, о стратосферных высотах и сверхзвуковых скоростях. В критической обстановке он поступил, как подобает советскому летчику: пожертвовал своей жизнью ради жизни других».
Очевидцы рассказывали, что самолет Шкляруку не удалось посадить на воду не только из-за большой скорости. По курсу одно за другим возникали различные препятствия - вначале плавучий кран, через который курсанту удалось перетянуть самолет. Потом железнодорожный мост, по которому шел пассажирский поезд. По-видимому, Павел решил поднырнуть между опорами моста. Но когда он направил туда свой самолет показался пассажирский теплоход…
Кроме того, саратовцы знают, что в районе Увека – сплошные нефтехранилища и терминалы на берегу Волги (для заливки нефтепродуктов в танкеры). В случае падения в эти места самолета и взрыва нефти, от поселка бы мало что осталось.
Избегая столкновения с многопалубным теплоходом и другими препятствиями самолет вошёл в воду с нерациональным для посадки углом - буквально в нескольких метрах от моста, в месте, которое называют "ковшом" (с одной стороны - железнодорожный мост, с другой - нефтяной терминал, а с третьей - пляж, железнодорожное полотно и поселок).
Павел Шклярук погиб, спасая жизни других людей. Он был награждён орденом Красной Звезды (посмертно).
Постскриптум.
Кроме П. Шклярука, подвиг самопожертвования совершили выпускники и курсанты Армавирского авиаучилища:
Майор Борис Рябцев, летчик-испытатель, в октябре 1964 года после остановки двигателя продолжал пилотировать падающий МИГ-21ПФС, чтобы увести истребитель от посёлка Высоково (Сормовский район города Горький) и катапультировался только тогда, когда миновал окраину посёлка. Но на малой высоте парашют не успел раскрыться. Удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно).
Курсанты: Николай Осипов в марте 1972 года и Вячеслав Рассохин в августе 1989 года - несмотря на приказы катапультироваться, погибли, отводя падающие истребители от жилых домов - ценой собственных жизней они спасли от гибели многих людей.
[1]У героя этой песни другая фамилия, но сюжет однозначно навеян подвигом, совершенным Шкляруком. Юрий Визбор располагал магнитофонной записью переговоров Павла с Землёй, и песня «Капитан ВВС Донцов» написана в виде диалога пилота и руководителя полётов.