Война с пришельцами
Крах победителей
Вандалами называют людей, которые портят творения мастеров прошлого или оставляют непристойные надписи на культурных памятниках. В уголовном кодек се современных стран даже существует понятие «вандализм», то есть умышленная порча общественного имущества или культурного достояния. Настоящие вандалы, наверное, страшно удивились бы, узнай они, какой след в истории оставили...
В первые вандалов упомянул в I веке римский историк Плиний Старший, который назвал их среди других германских народов. Германцы, как считал Плиний, состояли из пяти племен — готов, каринов, варинов, бургундов и вандилиев. Именно последние-то и стали потом венделами, или вандалами, и получили скверную репутацию.
Обычные германцы
На самом деле вандилии ничем не выделялись среди прочих германцев: они были свободолюбивы, воинственны, не обременены римской культурой и жили родовым строем, как и прочие варварские народы Европы. В эпоху Плиния у них не было собственных городов, только незначительные поселения. Все животрепещущие для племени вопросы решались на общем сходе. Во главе стояли племенные вожди, а поклонялись они общегерманскому богу Вотану, которого называли Годаном. В І-II веках одна из частей племени, силинги, жили где-то в междуречье Одера и Эльбы. Но туда они пришли, по легендам, с юго-востока, с берегов Меотийского озера, то есть — Азовского моря. Вместе с другими народами, мигрировавшими на запад, — готами, гепидами, аланами. Вандалы пытались закрепиться по всей Северной Европе — от Ютландии до Скандинавии, но племена готов были могущественнее. Они и оттеснили вандалов сначала из Швеции и Дании, а потом и из Германии к самым границам Римской империи. Так вандалы оказались в сфере римской политики.
Римляне стремились использовать противоречия между варварскими народами, чтобы создать своего рода буферные территории у своих границ. Так они поступили и с вандалами, которым в 171 году разрешили поселиться в Дакии. Взамен римляне требовали немногого — защищать Рим от других варварских племен. Впрочем, к близким по культуре варварским племенам вандалы относились лучше, чем к римлянам. И уже в III веке императору Аврелиану пришлось пойти войной на непокорную Дакию, в 270 году он разбил вандалов в Паннонии и вынудил их поставлять молодых солдат в римскую армию. Для гарантии покорности Аврелиан взял в заложники детей знатных вандальских родов.
Соседствуя с Римом, а потом и обосновавшись на западных римских территориях, вандалы сохраняли свою культуру, свои обычаи, свою веру и вовсе не спешили «латинизироваться». Постепенно родовой строй претерпел модификации, у вандалов появились свои короли, которые сумели объединить родственные племена, но государства у вандалов не было и в начале IV века. А потом с востока явились гунны, и вандалам пришлось покинуть обжитые земли. И двинуться с восточной границы в Грецйю и Фракию, ведь по их пятам шли готы, влившиеся в армию гуннов! Путь вандалов шел все дальше и дальше на запад. В начале V века они столкнулись с племенами франков на Рейне, были разбиты, но затем объединились с аланами и свевами и двинулись еще западнее - в римскую Галлию. В канун нового 407 года они перешли через замерзший Рейн.
В Галлии и Испании
Галлия была богатой римской провинцией, с множеством римских городов, в которых голодные варварские племена видели только одно — хорошую добычу. Неудивительно, что жители этой провинции с ужасом смотрели на захватчиков, те иногда вырезали целые деревни, отнимали все запасы продовольствия, скот и лошадей, не чурались и обдирать до нитки богатые христианские храмы. И, как писали римские поэты, вся Галлия стала одним большим костром. Однако в Галлии вандалы не остались, за два года они с боями прошли всю эту римскую землю с севера на юг и оказались в Испании. В немалой степени этой их военной удаче помогли борьба за трон в самом Риме.
Как писал Исидор Севильский, на Испанию обрушилось небывалое бедствие, вандалы вкупе с аланами и свевами нападали на богатые города, отнимали все, что можно съесть, а потом предавали дома огню. Это была обычная военная тактика варваров. Уничтожить всех, кто может оказать сопротивление. И властвовать над захваченными землями. К 411 году вся Испания перешла под власть объединенного варварского войска.
Впрочем, владения племенные вожди разделили. По жребию. Самые богатые земли - Лузитания и Картахена — достались аланам, атлантический берег - свевам, а северо-запад Испании и юг — двум вандальским племенам под управлением Гундериха в Галлеции и Фридубальда в Бетике. Завоеватели стали налаживать жизнь на новой родине, войны прекратились, но это затишье длилось недолго. В 415 году в Испанию ворвались готы, которые за три года основательно очистили всю территорию от аланов, свевов и вандалов. Короля Бетики Фридубальда они отправили в цепях в союзный им Рим. В 419 году готы вернулись в Галлию. Но вновь укрепиться в Испании после их ухода вандалам не удалось. После смерти Гундериха в 428 году его преемник Гейзерих решил переправиться на африканский берег и основать там новое королевство — королевство вандалов.
Гроза Африки
Достоверно никто не знает, почему вандалы сорвались с места и отправились в Северную Африку. 80-тысячная армия вандалов и аланов переправилась через Гибралтар и стала захватывать африканские провинции одну за другой. В 435 году римский император Валентиниан вынужден был заключить с Гейзерихом мирный договор и признать за вандалами право на захваченные ими земли. Правда, вандалы должны были выплачивать ежегодную дань Риму. В Риме думали, что вопрос решен. Но вандалы считали иначе. В 439 году они захватили римский Карфаген. Этот город стал столицей созданного ими королевства. Владения вандалов протянулись по всему побережью от Кесарии до Триполи, включая в себя территории Туниса, Алжира и Ливии. Это было сугубо вандальское государство, и римлянам в нем не было места, римляне могли там существовать разве что как слуги или рабы!
Позже Гейзерих добавил к этим владениям Балеарские острова, Корсику, Сицилию, Сардинию и Мавританию. А в 455 году предпринял вполне успешный военный поход на Рим. Город сдался Гейзериху без боя и на две недели оказался во власти вандалов. Особой жестокости Гейзерих не проявил. На против, он действовал планомерно и методично, хотя Рим лишился многих сокровищ. Из дворцов вандалы увезли огромное количество золота, серебра и меди, а храм Юпитера Капитолийского лишился половины крыши, которая, по словам Прокопия, «была сделана из лучшей меди и покрыта густым слоем золота, представляя величественное и изумительное зрелище». В «полон» попали и статуи, посуда, ювелирные украшения. Кроме того, в плену оказались тысячи римлян, в основном — знатных.
Римляне, конечно, пытались отомстить вандалам за это унижение. Но скоро в Европе стало не до африканского королевства вандалов. Рим оказался под властью германских варваров. А короли вандалов стремились создать самодостаточное государство со своей монетой, церковью (арианство вместо латинской веры), но государственным языком считалась латынь, а на смену племенным обычаям пришла римская культура. Что и не удивительно: предпоследним королем в вандальском Карфагене был сын римлянки Евдокии Гильдерих. Гильдерих был дружелюбным, слабовольным и ненавидевшим кровопролитие человеком. Войне он предпочитал дипломатию, поэтому стремился наладить отношения с Византией, что весьма не нравилось многим придворным. В 530 году в результате заговора трон занял племянник короля Гелимер, а Гильдерих был брошен в тюрьму. Император Византии Юстиниан в 533 году отправил в Карфаген флот, чтобы вернуть престол за конному королю. Гелимер не стал дожидаться византийского флота и приказал убить Гильдериха.
Однако армия вандалов была уже совсем не столь воинственной и закаленной в боях, как при первом короле Гейзерихе. Более слабого и изнеженного войска, как признавался Юстиниан, ему видеть не приходилось. И в первом же бою эта армия бежала от полководца Велизария. Карфаген сдался без боя, а вскоре сложил оружие и Гелимер. Государство вандалов, просуществовавшее без малого сто лет, погибло. Его владения стали владениями Византии, его воины - солдатами византийской армии, девушки и женщины - женами чужеземцев. На этом бурная история вандалов и закончилась. От них не осталось ничего, кроме имени нарицательного...