Продолжая тему строения человека, расскажем о "теле мысли", или "теле воображения", которое двойственно: Манас и "кама-манас".
Это второй двойник (Майави-рупа) в тройке "оболочек" духа. О первом, низшем (Линга-Шарира) шла речь в предыдущем материале. В отличие от первого двойника ("тени" физического тела), этот второй двойник является энергиями мысли и желаний. Причём, в соответствии с двойственной природой человека, этот двойник (оболочка) тоже двойственен: высшая часть, Манас, причастна духу, и есть то, что остаётся от личности после её смерти.
Низшая часть (кама-манас) соотносится с физическим телом, представляя собой соответствующие животной природе желания и мысли. Эти низшие энергии растворяются, ненадолго переживая первый двойник (линга -шарира).
Принцип двойственности (Манас и кама-манас) легко понять как с философской точки зрения, так и с естественнонаучной (признающей градации "утончения" энергии). С бессмертной природой в человеке (духом, или Атмой) связано при жизни и "остаётся" после смерти лишь причастное этой природе – одухотворённое естество разума.
Низшая, связанная с животной природой "часть" интеллекта, постепенно распадается вскоре после смерти физического тела. А при жизни проявляется как приземлённость мышления и неспособность воспринимать возвышенные идеалы, метафизические истины. (Конечно, соотношение между высшим и низшим интеллектом индивидуально в каждом человеке).
При кажущейся ясности принципа, ряд важных вопросов о сознании человека при жизни и в Тонком мире связан именно с этой двойственной природой ума. Например:
Что есть сильный, но при этом очень материалистичный интеллект? Какова судьба человека, уверенного в том, что после смерти тела его сознательное существование прекращается?
Ответы на эти и подобные вопросы содержатся именно в знании о двойственной природе этого второго двойника (Манас и кама-манас). Причём, без понимания эволюционного смысла перевоплощений не понять и разницу в уровнях одухотворённости интеллекта в людях. Как, впрочем, и без учёта закона Кармы.
Е.П. Блаватская, объясняя строение человека, говорит, что в каждом человеке в разной степени проявлена способность мыслить возвышенно, и между человеком, высокоразвитым духовно и интеллектуально, и человеком неразвитым и способным мыслить только очень приземлённо, – настоящая пропасть. Так два принципа разума, высший и низший, проявлены в разной степени, в зависимости от устремлений его обладателя на протяжении воплощений.
С преобладанием в человеке животного или духовного разума связана способность созидательности мышления, то есть запечатления на тонкой пространственной субстанции мыслеформ. А также способность истинно талантливой деятельности, зависящей от способности интеллекта воспринимать влияния духовной природы (Бессмертного Эго).
Говорится, что люди, использующие высший принцип своего ума, даже в самых обычных вопросах будут проявлять способность видеть "с высшего плана". Но материалисту крайне сложно мыслить возвышенными категориями по причине атрофированности этой способности.
"…Есть люди, которые никогда не используют высшие способности своего ума; тех, кто это делает – меньшинство… В значительной степени этим определяется оптимистический или пессимистический взгляд человека на жизнь" (Е.П. Блаватская. "Астральные тела, или двойники").
От состояния ума и сознания зависит, будет ли сознателен человек в Мире Тонком. Убедивший себя в несуществовании бытия после смерти останется слеп в Мире Тонком, его состояние будет подобно сну без сновидений. Уровень сознательности человека после смерти тела полностью зависит от степени одухотворённости сознания.
Есть ещё очень интересная тема об иллюзиях Тонкого Мира, связанных с верованиями людей, от мыслей, формирующих образы Тонкого Мира. Об этом – в следующих материалах.
Закончим утверждением Е.П. Блаватской, ярко говорящим об истинной цели и критерии качества человеческой жизни:
"Ваше духовное "Я" бессмертно, но из вашей нынешней Личности оно может увлечь за собою в жизнь после жизни только то, что заслуживает бессмертия…" (Е.П. Блаватская. "Строение внутреннего человека").
Гореликова М.В.