Поговорим об «окнах», которые помогают нам видеть невидимое и мечтать о совершенной воле Божьей.
«Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошёл в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того» (Книга пророка Даниила 6:10)
Даниил открывал окна своего дома в направлении Иерусалима и, преклоняя колени, в молитвах смотрел сквозь Вавилон туда, куда простирался его дух, где было утверждение его веры — в место, где находился разрушенный храм Господень. Что значил храм для израильского народа? Это было место, где принимал Сам Бог, где Он прощал, обновлял и благословлял их.
Даниил поместил свою мечту за пределы видимого и в своём ожидании трижды в день преклонял колени и молился Богу. В какую сторону сегодня мы открываем окна? В какие невидимые образы вглядывается наша душа? Что мы представляем, когда стараемся достичь Божьего присутствия и благословения?
Что мы видим, как лучшее для себя? И какой путь мы преодолеваем, чтобы дойти до этого лучшего? Иисус Христос сказал: «Я есмь путь, истина и жизнь» (От Иоанна 14:6). Когда мы ищем окна возможности, задумываемся ли мы, что вкладывает в нас Дух Божий, какую мечту Он помещает в нас. И способны ли мы описать эти ожидания? Возможно, наши представления о лучшем не совпадают с тем, что приготовил для нас Бог.
По человеческим меркам, Даниил имел всё самое лучшее, но его устремление выходило за рамки этого. Его лучшее было не про улучшение уровня комфорта жизни или работы. Находясь в абсолютном комфорте, Даниил простирался своей душой туда, где всё было разрушено, понимая: там лучшее для него.
Переход от худшего к лучшему всегда несёт в себе сравнение и ассоциации. Какие ассоциации приходят нам, когда мы говорим, что что-то в нашей жизни стало лучше?
Иногда мы определяем что-то, как лучшее для себя и церкви, не замечая, что это «лучшее» отвергает этику и мораль, определённые Богом . Зачастую современная церковь ассоциирует себя с «правами человека» и свободой самовыражения. Некоторые зашли так далеко, что поставили свободу самовыражения выше основ христианской веры. Но церковь исполнена силой Святого Духа не для проповеди политической или общественной системы, а для проповеди Евангелия.
Первоапостольская церковь не могла похвастаться комфортными условиями, говоря о совершении служения и вообще возможности верить в Иисуса Христа. Но в их жизни присутствовали такие проявления веры и силы Духа, к которым мы сегодня лишь стремимся. Церковь была способна идти и укореняться в самых недемократических условиях, при этом не ассимилируясь с тиранией и аморальностью окружающего общества, а напротив, распространяя мир Божий, утверждая Царство небесное и являя славу Христа.
«Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своём гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился» (От Матфея 27:57-60)
Что смог увидеть богатый Иосиф из Аримафеи, что осмелился просить сокрушенное тело, рискуя своей репутацией и положением? Как мог его взгляд проникнуть за завесу происходящего, основываясь не на том, что видят глаза, а на том, что видит сердце? На мой взгляд, ответ в том, что он «учился у Иисуса».
Для того чтобы понять этот ответ, нужно обратиться к тому, что Сам Бог увидел в человечестве: Он видел в нём Свой Образ, несмотря на его падение и абсолютное разрушение. «Окно» Бога никогда не закрывалось в нашу сторону! Его мечта и совершенная воля не в ангелах и серафимах, не в совершенных и комфортных условиях небес, но в падшем человечестве.
«Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» (От Матфея 26:52-54)
Ученичество — непростой выбор, потому что стоит между насущными проблемами и лучшим будущим. Если бы Господь ориентировался на собственную скорбь, Он бы выбрал соответствующее решение проблемы — легионы ангелов. Но Он смотрел сквозь это тяжёлое время и видел пробуждённый мир, которому нужны были не ангелы, а апостолы — подготовленные служители, исполненные силой Духа.
Что бы выбрали мы: 12 легионов ангелов или 12 апостолов? Решить насущную проблему или исполнить мечту, которая дана нам Богом и перейдёт с нами в вечность?
Готовы ли мы посвятить себя ученичеству? Выбор ученичества на фоне насущных проблем кажется нелогичным, даже отстранённым от реальности, но именно в нём скрыта победа.
Ученичество несёт в себе силу памяти, благодаря которой мы способны понимать свою идентичность и воспроизводить себя в ней. Потеря памяти не про потерю информации, а про потерю доступа к этой информации: то есть отсутствие способности её воспринимать и воспроизводить. Но есть ключ к возвращению этого доступа:
«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (От Иоанна 14:26-27)
Утешитель напомнит нам — Дух Святой поможет нам снова сделать актуальным то, что мы слышали от Господа, и воспроизвести это в своей жизни.
Места Писания, цитировавшиеся в проповеди: Даниила 6:10, Аггея 2:7-9, От Матфея 27:57-60, От Матфея 26:52-54, Евреям 2:14-18, Бытие 41:51, От Иоанна 14:26-27
27 ноября 2022
Организатор: Местная религиозная организация Церковь Христиан Веры Евангельской «Новый Завет» в г. Санкт-Петербург