Найти тему
Татьяна Фомина

Режиссер Оксана Рассказова: интервью

Приготовились, камера, иии… начали: как стать клипмейкером.

Режиссер музыкальных клипов Оксана Рассказова
Режиссер музыкальных клипов Оксана Рассказова

Поговорили об этом с режиссером Оксаной Рассказовой – автором клипов для Валерии, Ольги Бузовой, артистов ПЦ Лепс и многих других. Оксана делится советами для тех, кто хочет добиться успеха в индустрии.

Что включает в себя ваша ежедневная работа?

Нельзя сказать, что у меня есть типичный день, с четким расписанием. Все зависит от того, в каком рабочем периоде я нахожусь. Я могу работать из дома или весь день провести в разъездах.

Работая дома, я пишу синопсисы для музыкальных клипов и рекламных роликов. Сначала я генерирую идеи, затем отбираю лучшие, и только потом останавливаюсь на тех вариантах, которые стоит презентовать заказчику – артисту или рекламному агентству. Затем я подбираю графические изображения для оформления, чтобы моя идея была наглядно продемонстрирована и подкреплена визуальным рядом, а также референсы, чтобы проще было понять и принять мою идею.

Если мы выигрываем тендер на создание видео, тогда мы приступаем к подготовительному периоду. Совместно с продюсером, мы подбираем оператора, художника, стилиста, я даю задание на подбор локаций и актеров, пишу экспликации. Здесь важно не ошибиться с выбором команды, должно быть полное понимание и взаимодействие всех членов съемочной группы. Для этого требуется полный контроль с моей стороны на всех этапах производства, практически 24/7 я нахожусь на связи со своими коллегами.

Фото со съемок рекламного ролика
Фото со съемок рекламного ролика

Затем у нас наступает съемочный период, это очень напряженный и ответственный момент, нужно очень четко рассчитать тайминг, так как времени на проведение съемки не так много. Это всегда стресс, но я стараюсь сделать так, чтобы всем было комфортно. Главное, чтобы на съемочной площадке царила спокойная, непринуждённая атмосфера, чтобы съемочная группа и клиенты были довольны и готовы к длительной смене.

Последний этап — постпродакшн, когда всё немного успокаивается, и мы концентрируемся на монтаже, компьютерной графике, сведение звука и цветокоррекции. Много времени тратится на отбор отснятого материала и превращение разрозненных фрагментов в целостный сюжет.

Цветокоррекция музыкального клипа (режиссер Оксана Рассказова)
Цветокоррекция музыкального клипа (режиссер Оксана Рассказова)

Вы всегда хотели быть режиссером музыкальных клипов?

Нет. В детстве хотела стать космонавтом. Позже в школе я стала писать сказки, рассказы, делала постановки в школьном театре и тогда пришло желание стать театральным режиссером-постановщиком. Вдохновила меня на это руководитель детского драмкружка, первой моей постановкой была «Красная шапочка» Шварца. С ней мы прокатились по соседним школам района, сами шили костюмы, делали декорации.

Какое у вас образование, где вы учились?

После окончания школы, родители настояли, чтобы я пошла учиться на юриста, но отучившись первый курс, я бросила юридический институт и вышла замуж, родила ребенка. Потом через год я поступила на факультет рекламы и стала овладевать профессией режиссера рекламы. В период обучения активно занималась научной деятельностью, фокусом моих исследований было потребительское поведение.

Как вы начали снимать музыкальные клипы?

Я начинала как режиссер рекламы, мне, в принципе, повезло: я стала снимать сразу после окончания ВУЗа, сначала небольшие проекты, затем болле крупные. Я и сейчас продолжаю работать в этой сфере, в моем портфолио много крупных брендов, в том числе зарубежных. А вот с клипами как-то не складывалось. Не то, чтобы я от них отказывалась, но все время было ощущение какой-то самодеятельности, отклонения от стандартных процессов кинопроизводства. Впервые я столкнулась с «клипмейкерством» как наемный режиссер компьютерной графики. Мы с командой сделали несколько проектов для БИ2, Согдианы, но это скорее была просто рутинная работа.

Фото со съемок музыкального клипа группы БИ2
Фото со съемок музыкального клипа группы БИ2

Потом я сняла несколько рекламных коллабораций с селебретиз. И в какой-то момент, мы обсуждали с мужем (примечание: муж Оксаны Рассказовой – Александр Рассказов, продюсер) одну из последних работ, и подумали, что стоит попробовать.

Начали с молодых, начинающих артистов, с минимальными бюджетами, практически за интерес. Это интересный опыт, попробовать исхитриться обеспечить картинку, не имея особых средств на декорации и стиль. Однажды в гараже своего дома мы красили деревья для декораций и яблоки из пенопласта, экспериментировали, что-то выдумывали на ходу.

Фото со съемок музыкального клипа
Фото со съемок музыкального клипа

Этот опыт сформировал у меня, к примеру, повышенные требования к художникам проекта. Я всегда жду инициативы, креатива, каких-то нестандартных решений. Мне не надо говорить: «О, это будет очень дорого!» Придумай, как реализовать идею дешевле, предложи альтернативу. В одном из последних клипов мы с оператором придумали визуальное решение – темный коридор, стены которого должны были собирать и отражать свет, бликовать и колыхаться, жить в кадре. Экспериментируя с различными текстурами, мы нашли простое и не затратное решение – черная пищевая пленка. Натянув ее в несколько слоев по раме конструкции, мы получили и текстуру, и цвет, и именно те блики, которые были нам нужны.

Как вы добивались успеха?

В 2016 году я познакомилась с музыкальным продюсером Иосифом Пригожиным, спустя несколько месяцев я сняла первый клип для Валерии на композицию «С такими, как ты». Ну надо сказать, что на тот момент у меня уже было представление о работе отрасли, поэтому клип этот мне дался на удивление легко. Было приятно работать, очень вдохновила работоспособность Валерии, и какая-то особая сверхотдача. Только потом я поняла, что именно это качество сильно отличает профессионального и успешного артиста от своих менее удачливых коллег. Не могу сказать, что у меня был какой-то план продвижения или стратегия, просто за первым клипом для Валерии, пришел второй, потом и другие артисты стали обращаться. Не со всеми я находила общий язык, бывали процессы, зависшие на этапе сценария. Это нормально, для такой творческой работы люди должны рифмоваться, слушать и слышать друг друга. Если вы не срослись на этапе идеи, профессионально будет остановиться, не идти дальше.

Премьера клипа "Водица": Ольга Бузова, режиссер Оксана Рассказова,             продюсер Александр Рассказов
Премьера клипа "Водица": Ольга Бузова, режиссер Оксана Рассказова, продюсер Александр Рассказов

Какие навыки важны для работы?

Основной навык, который вам действительно нужен в этой отрасли, — это умение работать с людьми. Вы должны уметь находить общий язык со своей командой, артистами, клиентами. Все дело в понимании, таком «вывороченном мышлении». Надо попробовать встать на место человека, представить его опасения, пожелания и прочее. Ваша команда имеет огромное значение, и без нее вы ничего не сможете сделать, это мои руки, глаза, уши. Грубость ни к чему не приведет. Кто захочет работать с тем, с кем неприятно работать? Важна усидчивость, дающая возможность изучать тему, вникать, продумывать сцены, кадры. Неплохо иметь базовые навыки владения техникой и программным обеспечением. Возьмите несколько уроков живописи, изучите композицию, поработайте с цветом и светом. Работа с актером… я уверена, что это не тот скил, который можно прокачать, не обладая склонностями к нему. Это как музыкальный слух: либо да, либо нет. Или как генерация идеи: или ты можешь это делать, и тебе это дается легко, или нет.

Работа на съемочной площадке режиссера Оксаны Рассказовой
Работа на съемочной площадке режиссера Оксаны Рассказовой

Какой совет вы бы дали людям, которые хотят работать в индустрии?

Пробуйте, экспериментируйте, будь то съемка сниппета или mood video, создание короткометражного фильма или музыкального клипа, продолжайте, не останавливайтесь, пробуйте разные жанры, стили, ищите свою команду. Каждый раз, когда вы что-то делаете, вы узнаете больше, развиваете свой собственный стиль и находите путь, по которому захотите пойти.