Найти в Дзене

Как слепой мастер стал первооткрывателем

Сегодня наша музейная история о человеке, который не сломался под ударами судьбы. Незрячий мастер Амбросий Ковязин вписал свое имя в историю народных промыслов Вятки. В XIX веке на Вятке одним из самых популярных промыслов стало производство изделий из капа. Этот природный материал использовали в изготовлении шкатулок с секретными отделениями, настольных письменных наборов, курительных принадлежностей А что же такое кап? Это нарост, образующийся на лиственных деревьях. Внешне он довольно уродлив, а вот внутри....внутри это необычная древесина со сложной текстурой волокон, разрисованная нежнейшими светлыми волнистыми прожилками и янтарного цвета пятнами. Разнообразие текстуры капов обусловлено условиями произрастания деревьев, равнинной или горной местностью. Это делает рисунок неповторимым и разнообразным, из-за чего такая древесина востребована художниками, скульпторами и краснодеревщиками. Кап всегда был достаточно редким и поэтому дорогим материалом, найти который было непросто.

Сегодня наша музейная история о человеке, который не сломался под ударами судьбы. Незрячий мастер Амбросий Ковязин вписал свое имя в историю народных промыслов Вятки.

В XIX веке на Вятке одним из самых популярных промыслов стало производство изделий из капа. Этот природный материал использовали в изготовлении шкатулок с секретными отделениями, настольных письменных наборов, курительных принадлежностей

А что же такое кап? Это нарост, образующийся на лиственных деревьях. Внешне он довольно уродлив, а вот внутри....внутри это необычная древесина со сложной текстурой волокон, разрисованная нежнейшими светлыми волнистыми прожилками и янтарного цвета пятнами. Разнообразие текстуры капов обусловлено условиями произрастания деревьев, равнинной или горной местностью. Это делает рисунок неповторимым и разнообразным, из-за чего такая древесина востребована художниками, скульпторами и краснодеревщиками.

Кап всегда был достаточно редким и поэтому дорогим материалом, найти который было непросто. Уже к середине XIX в. производство изделий из капа стало испытывать трудности с сырьем. Но на помощь мастерам-каповщикам пришел счастливый случай.

Амбросий Ковязин. Из фондов Кировского областного краеведческого музея
Амбросий Ковязин. Из фондов Кировского областного краеведческого музея

В селе Истобенское Вятской губернии жил слепой крестьянин Амбросий Ковязин. Несмотря на то, что он был почти с самого детства незрячий, он был хорошим столяром и кормил свою семью. Однажды истобенский купец привез в село каповую шкатулку работы Макаровых. Эта ценная вещь попала в руки Ковязину. Ощупав ее, Амбросий не поверил, что вещь сделана из дерева, так как на ощупь она была гладкой, твердой и холодной.

Местный учитель, с которым он дружил, объяснил Амбросию, что такое кап и где он растет. Мастер решил непременно найти нарост капа и обошел свой сад, где росли березы, но капа на них не нашел. Спустя время, гуляя по саду, Амвросий решил отдохнуть и присесть возле березки. Расчищая себе место, у корней он обнаружил необычные корни с узловатыми вздутиями. Амбросий позвал учителя, они вырубили эту березу и распилили корень. Учитель не поверил своим глазам – рисунок на срезе был похож на кап, только был более крупным с черными точками. Так и был открыт капокорень.

Капокорень в отличии от капа стволового был более доступным и дешевым материалом. И в отличие от Макаровых, которые делали свои изделия только из капа, Амбросий стал делать изделия из капокорня, тем самым сделав необыкновенные шкатулки доступными уже для менее богатых жителей.

Шкатулка работы мастера Ковязина. Из фондов Кировского областного краеведческого музея
Шкатулка работы мастера Ковязина. Из фондов Кировского областного краеведческого музея

Амбросий также стал делать музыкальные шкатулки, вставляя в них струны. При открытии потайного ящичка из шкатулки раздавался приятный мелодичный звон. Ставшие быстро популярными шкатулки Ковязина стали подделывать и он первый из мастеров получил авторское свидетельство, которое стал прикреплять к своим изделиям.

-4

И обратите внимание, как неформально и душевно, с уважением к мастеру, составлен текст документа:

«Вятской губернии Орловского уезда, в селе Истобенском, отстоящем от г. Орлова в 15-ти верстах, живет весьма замечательный слепец, государственный крестьянин Амвросий Ефимов Ковязин. Лишившись от оспы зрения в самом младенчестве, и имея ныне около 30-ти лет от роду он, без всякого руководства и стороннего пособия делает шкатулки с потайными ящиками, окладывая их красным деревом или березовым корнем, с такою в чистоте отделкой, с какою редкий из лучших зрячих мастеров сделать может.

При слепоте глаз, обладая светлым умом с особенной способностью к переимчивости, он сделался отличным мастером по одной наслышке. Работы его в этом роде приобрели уже ему известность в здешней и некоторых других губерниях.

Шкатулки его, как редкое произведение, доселе с удовольствием приобретаются лицами высшего круга и в отдалённых губерниях есть много богачей, которые охотно готовы были бы дорого заплатить за шкатулку его работы, если бы были удостоверены, что это произведение слепца.

Чтобы отстранить в этом отношении всякое сомнение, местное начальство управления государственными имуществами признало полезным снабдить этого мастера-слепца свидетельством, которое мог бы он, для удостоверения, приклеивать внутри у каждой шкатулки его работы»

Так Амбросий Ковязин оставил неизгладимый след в истории капового производства не только своим мастерством, но и открытием капокорешка, благодаря которому промысел дошел до наших дней.

Сегодня работы мастера Амбросия Ковязина вы можете увидеть в Кировском областном краеведческом музее (г. Киров, ул. Спасская,6)

-5