Анатолий Соколенко об опыте работы главредом «Четверга»
Телевизионщик по своей натуре, Анатолий Соколенко идёт с «Четвергом» нога в ногу с 2018 года. Сейчас он молодой главред муниципального общедоступного канала «ОмскТВ». Но азы руководительского искусства журналист постигал именно в нашем еженедельнике. По просьбе редакции он делится воспоминаниями о первом знакомстве с миром прессы и работе в «ковидном» режиме.
Представьте себе: вы молоды, за плечами не такой уж большой опыт в профессии (не брать же, в самом деле, производственную практику в расчёт). Но вдруг вам выпадает шанс встать во главе редакции одного из старейших в городе изданий. Во главе слаженного коллектива, который за годы работы повидал и пережил многое. Ещё и состоит сплошь из реальных профессионалов.
В такой ситуации оказался я (25-летний юноша) весной 2020 года. К тому моменту решил оставить пресс-службу одного крупного предприятия и вернуться в журналистику. Не возьмусь рассуждать, как отнеслись бы к такому нетривиальному назначению в любом другом издании, но здесь, в «Четверге», молодого начальника быстро взяли на поруки. Помогали, конечно, все, но отдельное спасибо хочется Валерию Владимировичу Белодедову и Ирине Владимировне Краевской, которые буквально учили меня быть главным редактором.
Меня, телевизионщика до мозга костей, мир печати поразил своей размеренностью. В газетной редакции как будто даже время течёт по-другому, не так торопливо и суматошно, как на ТВ. Экран не оставляет места на долгие размышления, там нужно обязательно рассказать зрителям новости раньше остальных. И это, конечно, не недостаток, просто другой подход. Впрочем, неторопливая, размеренная работа в газете скучать всё равно не позволяла. Замены и снятия материалов в день сдачи номера, экстренные новости о событиях, которые не подчиняются расписаниям и графикам, в конце концов – сама необходимость уместить картину целой недели в 28 полос… Такие вещи заставляли быть в тонусе.
Но я отвлёкся. Познакомились с сотрудниками поближе, притёрлись – пора за работу. Так вышло, что старт пришёлся на сложное время. В Омске (как и везде) бушевал коронавирус. Опустели улицы, медицинскую статистику люди слушали как никогда жадно, ловили каждую цифру и гадали, чего им ждать дальше. Вряд ли преувеличением будет сказать, что тогда менялся образ жизни миллионов и миллионов людей. Менялась и повестка – неизвестная, пугающая болезнь оккупировала первые полосы в прессе, телевизионные эфиры и страницы сайтов.
Но была и одна неизменная вещь: люди, которые без малого три десятилетия провели с «Четвергом», по-прежнему ждали выхода газеты. Значит, нам никаких поблажек. Ольга Боровая, Ирина Краевская, Анна Третьякова и наши внештатные авторы – с медицинскими масками на лицах и с диктофонами наперевес – отправлялись на охоту за острыми темами, самыми важными фактами, самыми главными новостями. А в это время Ольга Викторовна Чучуйко и Ирина Робертовна Гермизеева вместе с Валерием Владимировичем превращали их материалы из цифровых страниц в чёткие, плотные и эстетичные газетные полосы. Несмотря на сложности (куда без них), всё шло своим чередом. В таком режиме команда – небольшая, но по-настоящему дружная – работала несколько самых сложных месяцев. Без единого сбоя. Могу только сказать спасибо каждому, кто приложил к этому руку.
А ещё, мне кажется, нашей редакции удалось-таки доказать, что газета может быть современной. Вопреки стереотипам, к нам пришли молодые авторы и, что не менее важно, молодые читатели. На полосах теперь красуются QR-коды, в соцсетях закрутились счётчики количества подписчиков на страницах «Четверга», в комментариях разворачивались дискуссии, которые нередко становились основой для новых материалов. В общем, даже став современнее, газета всё равно осталась народной.
После двух лет работы, пролетевших почти как один день, карьера занесла меня обратно на телевидение. Недалеко – всего через пару кабинетов от редакции. Формально печать я покинул больше полугода назад, но до сих пор в один и тот же день недели открываю свежий выпуск и опять смотрю на прошедшую неделю глазами своих коллег. И точно знаю, что человека воспитывает не только среда, но и «Четверг».