Компактно проживают в РФ - Карачаево-Черкесской Республике и Ставропольском крае. Относятся к понтийскому подтипу европеоидной расы.
За рубежом абазины проживают в Турции, Египте, Сирии, Иордании, Ливане. Переселились во время мухаджирства горцев в Турцию в период Кавказской войны 1817-1864 годов.
Оглавление цикла статей "Этнографические зарисовки" на канале "История и культура Евразии"
Этноним абазги встречается в античных источниках с V века до н.э. Еще Геродот упоминал абасгов. Они жили по берегу Понта Эвксинского - совр. Абхазия.
Абазины единый этнос. Но говорящий на двух диалектах:
- тапанта, на котором говорят потомки горцев с Большого Кавказского хребта. Тапан с иранского означает плоскость. Видим так назвали абазинов, переселившихся в горы с равнины
- ашхаруа (шкаруа) - собственно абазинский язык с влиянием абхазского языка
Этноним абазги не является синонимом этноса абхазов. Хотя оба этноса имеют близкие родственные связи и возможно вышли из одного корня.
История этноса
Ранние христиане
Абазги одними из первых, вместе с аланами и зикхами восприняли христианство от апостола Андрея Первозванного в I веке н.э.
Средневековье
Со II века н.э. абазги имели свое государственное образование - Абазгию. Это пойма реки Бзыбь. Оно располагалось вокруг современного Сухума. Абазги подчинялись царям грузинской Лазики. С VI века Абазгия подчинилась ромеям. А в конце VIII века образовалось Абхазское царство с абхазской династией Ачба.
Абазины считают, что Абхазское царство основал их княжеский род Лоовы. Отцом первого царя Абхазского царства Леона II был князь Абазгии Леон I.
Как бы там не было, но абазгов в царстве было больше чем абхазов. Недостаток территории вынудил часть абазгов во главе с князьями Лоовы уйти на Главный Кавказский хребет. Здесь и образовался диалект абазгов - Тапанта.
Таким образом на северных склонах Кавказского хребта осела абазинская аристократия:
- тапантовцы (лоовцы, бибердовцы, дударуковцы, клычевцы и джантемировцы)
- шесть шкарауовских подразделений (там, кизилбек, баг, чегрей, баракай и мысылбай-башилбай)
В русских источниках абазины упоминаются за 1552 год. В Москве тогда побывало посольство из Черкесии. Оно заключило военно-политический союз против Крымского ханства. Это заставило крымцев отказаться от глубокого похода вглубь Русского царства как раз тогда, когда началась осада Казани. В составе посольства был абазинский князь Иван Езбозлуков.
XVIII-XIX века
В XVIII веке абазины были еще христианами. Об этом писал Французский консул в Стамбуле Клод-Шарль Пейсонель:
- Религия абазинцев представляет собою смесь христианства с пантеизмом; тем не менее народ признаёт себя благочестивыми христианами.
При этом консул не отделял абхазов от абазинцев. Хотя разделял всех их на несколько племен, враждовавших между собой.
Приморские абазины вместе с черкесами приняли активное участие в Кавказской войне. Только за один 1836 год они совершили два удачных налета на Ставрополь. Там захватили 1700 пленников. В том числе генерала со всем штабом.
Последними, кто оказал сопротивление русским войскам в конце Кавказской войны стали абазины. Их селения по берегу Мзымты русским войскам пришлось брать с боем 10-11 мая 1864 года. Это были последние очаги сопротивления горцев.
Традиции и быт абазинов
Основное занятие - скотоводство. Аристократия занималась выведением скакунов - Трамовскую лошадь. Она была известна по всему Кавказу.
- «Далеко от сраженья, меж кустов, Питомец смелый трамских табунов, Расседланный, хладея постепенно, Лежал издохший конь; и перед ним, Участием исполненный живым, Стоял черкес, соратника лишенный» - М.Ю.Лермонтов в поэме "Измаил-бей"
- «На ярмарках в ст. Прочноокопской, Лабинской и г. Ставрополе всегда можно было найти сотни отличных скакунов и при том выносливых лошадей кабардинской и абазинской пород; лошади заводов Атажукина, Дударукова, Безарукова, Лоова и Трама славились красотою и выносливостью» - Н. Дьячков-Тарасов
После мухаджирства части абызгов в Турцию традицию выведения Трамовской лошади утеряли.
Дополнительным занятием было приусадьбеное земледелие - садоводство, огородничество и пчеловодство.
Больших высот у абазинов достигло кузнечное дело, ювелирное, обработка кожи и шерсти. Абазины славились как искусные гравировщики оружия.
Абазины жили большими семьями из нескольких родственных семей. проживали в усадьбах, где было несколько жилых домов. В усадьбе обязательно кунацкий дом, который обслуживали всем семейством.
Несмотря на многовековое исповедование христианства абазины в XIX веке обратились к исламу.
Таким образом, абазины являются одними из древнейших насельников Северного Кавказа. Имеют близкородственные связи с абхазами. Но не настолько близкими, чтобы считаться одним этносом.
Статьи канала "История и культура Евразии" за декабрь 2022 года
Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы