Найти в Дзене

Абазины - абхазы или нет

Оглавление

Компактно проживают в РФ - Карачаево-Черкесской Республике и Ставропольском крае. Относятся к понтийскому подтипу европеоидной расы.

За рубежом абазины проживают в Турции, Египте, Сирии, Иордании, Ливане. Переселились во время мухаджирства горцев в Турцию в период Кавказской войны 1817-1864 годов.

Оглавление цикла статей "Этнографические зарисовки" на канале "История и культура Евразии"

Абазины в XIX веке
Абазины в XIX веке

Этноним абазги встречается в античных источниках с V века до н.э. Еще Геродот упоминал абасгов. Они жили по берегу Понта Эвксинского - совр. Абхазия.

Абазины единый этнос. Но говорящий на двух диалектах:

  • тапанта, на котором говорят потомки горцев с Большого Кавказского хребта. Тапан с иранского означает плоскость. Видим так назвали абазинов, переселившихся в горы с равнины
  • ашхаруа (шкаруа) - собственно абазинский язык с влиянием абхазского языка

Этноним абазги не является синонимом этноса абхазов. Хотя оба этноса имеют близкие родственные связи и возможно вышли из одного корня.

История этноса

Ранние христиане

Абазги одними из первых, вместе с аланами и зикхами восприняли христианство от апостола Андрея Первозванного в I веке н.э.

Средневековье

Со II века н.э. абазги имели свое государственное образование - Абазгию. Это пойма реки Бзыбь. Оно располагалось вокруг современного Сухума. Абазги подчинялись царям грузинской Лазики. С VI века Абазгия подчинилась ромеям. А в конце VIII века образовалось Абхазское царство с абхазской династией Ачба.

Абазины считают, что Абхазское царство основал их княжеский род Лоовы. Отцом первого царя Абхазского царства Леона II был князь Абазгии Леон I.

-2

Как бы там не было, но абазгов в царстве было больше чем абхазов. Недостаток территории вынудил часть абазгов во главе с князьями Лоовы уйти на Главный Кавказский хребет. Здесь и образовался диалект абазгов - Тапанта.

Таким образом на северных склонах Кавказского хребта осела абазинская аристократия:

  • тапантовцы (лоовцы, бибердовцы, дударуковцы, клычевцы и джантемировцы)
  • шесть шкарауовских подразделений (там, кизилбек, баг, чегрей, баракай и мысылбай-башилбай)
Девушка Химсада и князь Лоов, конец XIX в.
Девушка Химсада и князь Лоов, конец XIX в.

В русских источниках абазины упоминаются за 1552 год. В Москве тогда побывало посольство из Черкесии. Оно заключило военно-политический союз против Крымского ханства. Это заставило крымцев отказаться от глубокого похода вглубь Русского царства как раз тогда, когда началась осада Казани. В составе посольства был абазинский князь Иван Езбозлуков.

XVIII-XIX века

В XVIII веке абазины были еще христианами. Об этом писал Французский консул в Стамбуле Клод-Шарль Пейсонель:

  • Религия абазинцев представляет собою смесь христианства с пантеизмом; тем не менее народ признаёт себя благочестивыми христианами.

При этом консул не отделял абхазов от абазинцев. Хотя разделял всех их на несколько племен, враждовавших между собой.

Приморские абазины вместе с черкесами приняли активное участие в Кавказской войне. Только за один 1836 год они совершили два удачных налета на Ставрополь. Там захватили 1700 пленников. В том числе генерала со всем штабом.

Последними, кто оказал сопротивление русским войскам в конце Кавказской войны стали абазины. Их селения по берегу Мзымты русским войскам пришлось брать с боем 10-11 мая 1864 года. Это были последние очаги сопротивления горцев.

Традиции и быт абазинов

Основное занятие - скотоводство. Аристократия занималась выведением скакунов - Трамовскую лошадь. Она была известна по всему Кавказу.

  • «Далеко от сраженья, меж кустов, Питомец смелый трамских табунов, Расседланный, хладея постепенно, Лежал издохший конь; и перед ним, Участием исполненный живым, Стоял черкес, соратника лишенный» - М.Ю.Лермонтов в поэме "Измаил-бей"
  • «На ярмарках в ст. Прочноокопской, Лабинской и г. Ставрополе всегда можно было найти сотни отличных скакунов и при том выносливых лошадей кабардинской и абазинской пород; лошади заводов Атажукина, Дударукова, Безарукова, Лоова и Трама славились красотою и выносливостью» - Н. Дьячков-Тарасов

После мухаджирства части абызгов в Турцию традицию выведения Трамовской лошади утеряли.

Дополнительным занятием было приусадьбеное земледелие - садоводство, огородничество и пчеловодство.

Молодая абазинка. Фотограф Ф.Ордэн. 1897 г.
Молодая абазинка. Фотограф Ф.Ордэн. 1897 г.

Больших высот у абазинов достигло кузнечное дело, ювелирное, обработка кожи и шерсти. Абазины славились как искусные гравировщики оружия.

Абазины жили большими семьями из нескольких родственных семей. проживали в усадьбах, где было несколько жилых домов. В усадьбе обязательно кунацкий дом, который обслуживали всем семейством.

Несмотря на многовековое исповедование христианства абазины в XIX веке обратились к исламу.

Таким образом, абазины являются одними из древнейших насельников Северного Кавказа. Имеют близкородственные связи с абхазами. Но не настолько близкими, чтобы считаться одним этносом.

Статьи канала "История и культура Евразии" за декабрь 2022 года

Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы