Мы продолжаем нашу рубрику «Книжный плейлист», в ней авторы ваших любимых книг рассказывают о музыке, которая созвучна их произведениям.
В новом выпуске рубрики — роман Анастасии Писаревой «О чем молчит Биг-Бен». Ксения, главная героиня книги, переезжает в Лондон работать в огромной компании и выглядит в ней белой вороной. Здесь не приняты искренность, дружелюбие, открытость: каждый преследует свои цели. Героиню затягивает в этот мир, где манипуляции и ложь ведут к карьерному успеху — надо лишь принять его правила... Здесь изменчива и абсурдна даже Темза, и только вечный Биг‑Бен знает правду.
Анастасия Писарева выбрала музыкальные композиции к роману и написала комментарии к каждому треку. Приятного прослушивания и увлекательного чтения!
David Bowie «Ashes to ashes»
Каким-то образом для меня эта песня полностью созвучна всей истории. До сих пор каждый раз, когда ее слышу, попадаю в атмосферу офиса из «О чем молчит Биг-Бен», в то ощущение безысходности и захлопнувшейся ловушки. В клипе, кстати, есть странные люди на подпевках, которые ассоциируются у меня с коллегами главной героини Ксении, а Боуи, который идет по берегу моря в костюме Арлекина, — с самой главной героиней.
The Clash «London calling»
С детства очень люблю эту песню. Возможно, из-за нее я попала в Лондон. Это та часть английской культуры, которая мне очень нравится, которая бунтует против самой себя, против фальши и лицемерия — всего того, через что приходится продираться Ксении.
Григорий Лепс и Тимати «Лондон»
Не поклонница ни одного из этих исполнителей, но часто слышала припев этой песни и когда была в Лондоне, и когда работала над книгой. Как-то раз решила все же послушать ее целиком и удивилась, насколько она попадает в контекст книги. Ну и, конечно, «На фига этот Лондон!» Кажется, на протяжении всего романа эта мысль преследует и героиню, и читателя.
Andrew Lloyd Weber, Sarah Brightman «Phantom of the opera»
Во время работы в Лондоне несколько раз ходила на «Призрак оперы». Люблю Эндрю Ллойда Вебера. Почему-то показалось, что надо эту песню тоже включить в плейлист. Очень она лондонская.
David Bowie «Starman»
Ксения разными способами пытается вырваться из душного мини-мира, в котором оказалась. В том числе, ей в этом помогает искусство — она идет на уроки рисования к лондонскому художнику Нику. В реальности настоящее искусство для меня — это один из способов вернуться к себе. Оно словно вытаскивает наверх.
В Музее Виктории и Альберта проходила огромная выставка, посвященная творчеству Дэвида Боуи, и там я впервые услышала эту песню. Она очень радостная и жизнеутверждающая — то, что было нужно. И в ней слова про того, кто смотрит на нас с неба, Звездного человека, который очень надеется, что мы не будем взрывать небо и как-то все же найдем общий язык. Я так для себя интерпретировала. И в этом тоже много надежды.
Anthony Hamilton/Elayna Boynton «Freedom»
Эта песня из саундтрека к фильму Тарантино «Джанго освобожденный» (один из лучших саундтреков, на мой вкус!) передает внутреннее состояние героини. Или ее ощущения, когда ее друг Лешек говорит, что она не должна сдаваться, а должна попробовать найти выход, хотя Ксении кажется, что «тяжесть всего мира у нее на плечах».
Edo and Jo «Om shanti»
Однажды я попала в одно необычное месте в Южном Кенсингтоне — «Institute of Psychic Studies». Даже не знаю, как это лучше перевести — Институт изучения ясновидения? Ему больше ста лет, и у его истоков стоял еще Алистер Кроули и какие-то другие известные лица, но я только о Кроули знаю.
Там проходила встреча с Лу Бекерман. Это джазовая певица из Брайтона, которая одновременно работала медсестрой в госпитале. Она рассказывала, что осознала себя как целителя и часто устраивает встречи для больных, например, для людей, перенесших инсульт. Поет им, чтобы они чувствовали себя лучше. И они поют вместе с ней, потому что, с ее слов, после инсульта люди часто не могут говорить, но могут петь — за это отвечают разные отделы мозга.
Потом она взяла гитару и спела мантру «Om shanti», что означит, «мир, покой». Ее пение оказало какое-то невероятное воздействие на меня. Как озарение. Я даже начала плакать. В книге персонажи никак не могут найти общий язык, конфликтуют, подставляют друг друга, обманывают. Героиня в одном месте рассуждает и говорит «Я никак не могу полюбить этих людей». И для меня эта мантра в исполнении Лу Бекерман словно стала ответом на их страдания и конфликты. Потому что то, к чему мы не всегда можем прийти через логику и рассуждения, мы способны воспринять на чувственном уровне, без слов. К сожалению, я нигде в открытом доступе не могу найти ее исполнение, поэтому вместо него — версия «Om shanti» от моих любимых Edo and Jo.
Слушать плейлист по роману Анастасии Писаревой «О чем молчит Биг-Бен» на Яндекс.Музыке