К этому давно все и шло. Еще до всех потрясений последних лет было видно, что торговых центров уж слишком много. Огромная их часть стояла полупустая, но пример нескольких самых успешных вселял веру в новых строителей, которые продолжали возводить эти короба.
Гипермаркеты уже много лет намекают, что формат огромных бетонных ангаров умирает. До них надо ехать (обычно куда-то за город), по этим бесконечным площадям нужно ходить, а цены там давно не являются конкурентным преимуществом.
Удивительно, что параллельно с затуханием интереса бизнеса к гиперам, он только набирал обороты по отношению к торговым центрам. Никто почему-то не хотел замечать очевидное сходство этих форматов. И исход у них один.
Главные беды ТЦ
«В России может обанкротиться каждый второй торговый центр. Сейчас на продажу выставлено уже около 200 моллов. В обозримом будущем к ним добавится еще 70–100 объектов. Если эти площадки не смогут обновить свою концепцию, их ожидает закрытие — на их месте, вероятнее всего, появится новое жилье»
Проблема в том, что почти все наши ТЦ сейчас концентрируют в себе целый комплекс проблем. Исправить что-то одно и дальше жить не выйдет. Скорее всего, владельцам действительно будет проще избавиться от таких проблемных активов, чем пытаться разрулить все это.
Кинотеатры. Одни из главных якорей каждого крупного ТЦ. Новинок в них уже нет, а Брат-2 крутится 9-й месяц подряд. Более того, люди замерли и перешли в режим экономии. Отдать 300 руб за киношку – непозволительная роскошь. Тем более, что можно с комфортом посмотреть все дома.
Спортзалы. Тоже бедолаги. Их 2 года закрывали/открывали. Заставляли посетителей заниматься в масках и проходить только по QR-кодам. В условиях стресса люди сильно меньше думают про спорт и здоровье. А еще и часть мужского населения уехало тренироваться на дачи в другие страны.
Гипермаркеты. Еще один «якорь», который действительно тянет на дно. С крупными и жизненно значимыми арендаторами обычно договор аренды заключается в процентах, а не на фиксированную сумму (иногда комбинируется). Так вот, 2.5% от ничего – это ничего. Самое же неприятное для ТЦ – не потеря денег от аренды, а потеря трафика, который ехал сюда ради гипера.
Кредиты. Торговые центры никто не строит чисто на свои деньги. Слишком уж дорого. Все используют кредитное плечо, и за него нужно платить. Платить много лет. Если в какой-то момент кредит с дебетом не сходится, то твой замечательный ангар резко начинает генерировать минус, и приходится не вынимать из него деньги, а закидывать в эту печь бабло, чтоб банк не забрал. Сейчас у многих идет уже этот этап.
Кому нужна такая «корова»
ОК. Центр стоит пустым, посетителей нет, арендаторы выехали. Что делать? Продать? А теперь вопрос – кто это купит? Где толпа желающих отдать много миллионов за бесперспективный бетонный амбар, который приносит только убытки?
Раньше процесс банкротства ТЦ шел очень медленно, практически всегда удавалось найти нового собственника, но сейчас продать такие активы вряд ли получится быстро и выгодно, считает основатель инвестиционной компании Klopenko Group
Все чаще сейчас будут выкупать по частям или под снос, чтоб потом построить на его месте очередной человейник. Если захотят заставить этих зомби работать, то придется полностью менять концепцию.
Небольшие районные ТЦ вполне смогут пережить этот период турбулентности. На них не давят огромные площади с пустыми кинотеатрами и гиперами, они более гибкие и могут подстраиваться под интересы жителей ближайших домов.
Самые крупные ТЦ под ударом. Обычно у них есть определенная очередь из потенциальных арендаторов и какое-то время они еще смогут перебирать этих товарищей. А если смогут оперативно найти замену «якорей», то получат фору еще в год-полтора.
Самая же печальная картина для средних ТЦ. Они не имеют раскрученного имени и популярных компаний на этажах. Много свободных площадей, а про очередь из желающих их занять можно только мечтать. И до всего этого они испытывали постоянные проблемы с трафиком, но сейчас все стало совсем уж печально. Они исчезнут первыми.
Да, кто-то обязательно напишет, что гибель ТЦ – это общемировая тенденция, но Россия из-за множества одновременно совпавших факторов, пройдет этот путь в сильно ускоренном темпе. Мы все становимся невольными свидетелями последних дней жизни этих динозавров от мира торговли. Наблюдаем из партера и в прямом эфире.