Найти в Дзене
Хроника Пикирующего

Гипермаркеты – на кладбище, ТЦ приготовиться: в России закрытие каждого второго неизбежно

Оглавление

К этому давно все и шло. Еще до всех потрясений последних лет было видно, что торговых центров уж слишком много. Огромная их часть стояла полупустая, но пример нескольких самых успешных вселял веру в новых строителей, которые продолжали возводить эти короба.

Гипермаркеты уже много лет намекают, что формат огромных бетонных ангаров умирает. До них надо ехать (обычно куда-то за город), по этим бесконечным площадям нужно ходить, а цены там давно не являются конкурентным преимуществом.

-2

Удивительно, что параллельно с затуханием интереса бизнеса к гиперам, он только набирал обороты по отношению к торговым центрам. Никто почему-то не хотел замечать очевидное сходство этих форматов. И исход у них один.

Главные беды ТЦ

-3
«В России может обанкротиться каждый второй торговый центр. Сейчас на продажу выставлено уже около 200 моллов. В обозримом будущем к ним добавится еще 70–100 объектов. Если эти площадки не смогут обновить свою концепцию, их ожидает закрытие — на их месте, вероятнее всего, появится новое жилье»
-4

Проблема в том, что почти все наши ТЦ сейчас концентрируют в себе целый комплекс проблем. Исправить что-то одно и дальше жить не выйдет. Скорее всего, владельцам действительно будет проще избавиться от таких проблемных активов, чем пытаться разрулить все это.

-5

Кинотеатры. Одни из главных якорей каждого крупного ТЦ. Новинок в них уже нет, а Брат-2 крутится 9-й месяц подряд. Более того, люди замерли и перешли в режим экономии. Отдать 300 руб за киношку – непозволительная роскошь. Тем более, что можно с комфортом посмотреть все дома.

Спортзалы. Тоже бедолаги. Их 2 года закрывали/открывали. Заставляли посетителей заниматься в масках и проходить только по QR-кодам. В условиях стресса люди сильно меньше думают про спорт и здоровье. А еще и часть мужского населения уехало тренироваться на дачи в другие страны.

Гипермаркеты. Еще один «якорь», который действительно тянет на дно. С крупными и жизненно значимыми арендаторами обычно договор аренды заключается в процентах, а не на фиксированную сумму (иногда комбинируется). Так вот, 2.5% от ничего – это ничего. Самое же неприятное для ТЦ – не потеря денег от аренды, а потеря трафика, который ехал сюда ради гипера.

Кредиты. Торговые центры никто не строит чисто на свои деньги. Слишком уж дорого. Все используют кредитное плечо, и за него нужно платить. Платить много лет. Если в какой-то момент кредит с дебетом не сходится, то твой замечательный ангар резко начинает генерировать минус, и приходится не вынимать из него деньги, а закидывать в эту печь бабло, чтоб банк не забрал. Сейчас у многих идет уже этот этап.

Кому нужна такая «корова»

-6

ОК. Центр стоит пустым, посетителей нет, арендаторы выехали. Что делать? Продать? А теперь вопрос – кто это купит? Где толпа желающих отдать много миллионов за бесперспективный бетонный амбар, который приносит только убытки?

-7
Раньше процесс банкротства ТЦ шел очень медленно, практически всегда удавалось найти нового собственника, но сейчас продать такие активы вряд ли получится быстро и выгодно, считает основатель инвестиционной компании Klopenko Group
-8

Все чаще сейчас будут выкупать по частям или под снос, чтоб потом построить на его месте очередной человейник. Если захотят заставить этих зомби работать, то придется полностью менять концепцию.

-9

Небольшие районные ТЦ вполне смогут пережить этот период турбулентности. На них не давят огромные площади с пустыми кинотеатрами и гиперами, они более гибкие и могут подстраиваться под интересы жителей ближайших домов.

-10

Самые крупные ТЦ под ударом. Обычно у них есть определенная очередь из потенциальных арендаторов и какое-то время они еще смогут перебирать этих товарищей. А если смогут оперативно найти замену «якорей», то получат фору еще в год-полтора.

-11

Самая же печальная картина для средних ТЦ. Они не имеют раскрученного имени и популярных компаний на этажах. Много свободных площадей, а про очередь из желающих их занять можно только мечтать. И до всего этого они испытывали постоянные проблемы с трафиком, но сейчас все стало совсем уж печально. Они исчезнут первыми.

-12

Да, кто-то обязательно напишет, что гибель ТЦ – это общемировая тенденция, но Россия из-за множества одновременно совпавших факторов, пройдет этот путь в сильно ускоренном темпе. Мы все становимся невольными свидетелями последних дней жизни этих динозавров от мира торговли. Наблюдаем из партера и в прямом эфире.