Правление Леонида Брежнева вообще чуть ли не лучшее, что было в истории СССР именно для народа, так считают многие, только внешне это так, кажется. Уйти бы ему чуть раньше, пока не одряхлел, не было дефектов речи, остался бы в памяти, не как ходячий анекдот.
он даже поднимал целину в Казахстане
Но политически страна при нем возвратилась к жесткой диктатуре. Легли на полку фильмы из-за идеологического несоответствия, стал возобновляться культ Сталина и его диктаторские методы управления. Реформы проводились неохотно. Психбольницы для идеологических врагов стали быстро заполнятся.
Хоть Советский Союз и продолжал развиваться, был мощнейшей индустриальной державой, но развитие шло только благодаря расширению производства и увеличению пахотных земель. Игнорировалось развитие технологий рационализации труда, производительность. Дефицит был во всем, как неотъемлемая часть той эпохи.
Много потребительской продукции категорически не хватало, ассортимент был крайне скудный, некоторых товаров первой необходимости вообще не существовало в природе. Потребительский рынок был достаточно устаревшим, по сравнению с тем, что было в западном мире. Даже наша страна не могла сравниться со странами Восточной Европы, нам близкими.
Наша главная машина, которую народ не мог свободно в то время приобрести «Жигули», были сделаны на базе Фиата, который перестал выпускаться на Западе еще в семидесятых годах. Управление предприятиями было бюрократическим, не дано было в полной мере самоуправление. Так и не было введено хотя бы мелкое частное предпринимательство. Командно-административные методы управления были убыточными.
И советские граждане из-за отсутствия навыка конкуренции и слишком привыкшие к стабильным ценам и стабильной работе, ради работы, а не для рынка экономики, не были готовы к переходу на реформы.
старался во все вникнуть сам
Ведь никто в СССР не знал в полной мере как работает рынок, из-за неэффективной экономики отбили тягу к развитию. С подачи Запада Советский Союз подсел на нефтяную иглу, стал сбывать необработанные углеводороды, полностью стал зависимым от цен на нефть.
В 85-ом, цены на нефть рухнули, в стране не было денег на развитие. Старое имперское сознание руководства и Брежнева в том числе подтолкнуло в 1979-ом вторгнуться в Афганистан, а это в разы увеличило затраты, опять же Запад постарался и этому поспособствовал. Промышленность перекосило на производство в основном военной продукции, потребительский рынок оскудел до крайности.
Диктатура, стагнация, милитаризм, нефтяная наркомания, отсутствие новых идей и кадров. Все эти проблемы к 1985-ому были катастрофически огромными, все это можно вменить в вину нашему престарелому любителю целоваться в засос, Леониду Брежневу. Главное на горизонте не маячила даже фигура преемника, который бы смог возглавить нашу страну и повести её к светлому будущему.
Можно было выделить руководителей Белоруссии или Ленинградского обкома, которые могли бы стать преемниками Леонида Ильича, но их, так же, как самого Ленина устранили, видимо это была черта тех, кто пришел во власть в 1917 году.
товарищ Хонеккер, ты что такое сладкое съел
Что же такого плохого было в правлении нашего товарища Брежнева, а может кто-то скажет наоборот, хорошего. Мне грех вроде обижаться на годы жизни при Брежневе, но я постараюсь поделиться с тем, как я жил в то время.
Тогда я возглавлял предприятие на Крайнем Севере и пусть не занимался добычей и транспортировкой углеводородов, все же был причастен к освоению богатств Ямала. Работал я на первый взгляд в должности Директора Окружной аптечной базы «хлебной» в условиях огромной нехватки всего того, что нужно для нормальной жизни простого народа, но такой работе, кто бы знал, особо не позавидуешь.
Когда у тебя есть, как говорил великий комик Аркадий Райкин и у меня есть «диффцит», мы уважаемые люди. Да, все наши торговые директора были мне знакомы, я легко мог к ним обратиться и приобрести что-то, что было не доступно другим гражданам. Они в свою очередь могли обратиться ко мне, я так же мог, их решить проблемы.
Но что характерно, если ничего в свободной продаже купить было нельзя, кроме соленых огурцов, то зайди в гости к любому знакомому, тебе накроют богатый стол из всевозможных угощений и яств. Так чем же моя должность была мне не в радость. Это была бюджетная структура, на Севере у всех бюджетников был северный коэффициент 0,5, а в промышленности 0.7-0.8. Условия работы у нас ничем не отличались от их.
Моим рабочим приходилось трудиться в тех же климатических условиях при мизерных зарплатах, выгружать вагоны, грузить попутные баржи и суда по реке, отправляя грузы с медикаментами дальше по региону. Короткое лето не позволяло мне выезжать регулярно в отпуск, из-за навигации, меня либо не отпускали, либо возвращали из отпуска.
Рабочих рук постоянно не хватало, приходилось брать всех подряд, неважно кто был, держались люди на одном месте недолго, получали зарплату и в запой или просто увольнялись.
Но проблема то была не в этом, а в том, что я всегда знал, что у предприятия и моей работы нет экономической нецелесообразности, а просто было бюрократическое чье-то решение, что должно так функционировать.
советская розничная сеть
Все торговые организации ОРСы, отделения Потребкооперации тоже были в таком же положении. Дальнейшая жизнь, грядущая приватизация в полной мере это доказали. Вся существующая логистика разом исчезла, возникли новые, другие цепочки поставок и обеспечения людей медикаментами. Но посудите, из центра идет вагон с грузом, поступает к нам на базу, разгружается, груз раскладывается по местам хранения.
Затем вновь комплектуется, что-то добавляется, формируется новый вагон, который отправляется уже к месту назначения, проделывая по железной дороге тот же путь, который он шел до нас, иначе возвращаясь, минуя пункт прежней отправки.
когда не было компьютеров
Спрашивается, а чего бы сразу не скомплектовать сразу, без посредников в нашем лице и осуществить отправку в пункт назначения, то есть куда требуется и не делать путь в пол России, а потом обратно.
Я конечно все рассказал, чтобы схема была понятна. Меня, как руководителя никто не спрашивал, мне нужно было просто исполнять и что, в конце, концов, произошло, все рухнуло в одночасье. Сегодня от моей структуры не осталось и следа, все растащили, а ведь при мне была прекрасно отстроенная материальная база.
плод неправильного воспитания
Я благодаря своим связям и дефициту смог построить с минимальными затратами складские помещения, никакие стройматериалы в тот период нельзя было где-то заказать и купить, все шло по разнарядке и строго по фондам.
Мои связи и друзья как-то выделяли мне часть из своих материалов. Я в результате мог строить и реконструировать свои помещения на базе, по схеме, все просто ты мне я тебе. Вот еще пример, мой дядя работал на базе в Сельхозтехнике, занимался запчастями, то есть владел дефицитом. Какие-то запчасти он мог отпустить, а мог и не отпустить, сказать, что пока отсутствуют, рыболовецким совхозам.
Он отпускал, затем ехал в те совхозы, там задешево покупал свежей рыбы. Её в свою очередь отвозил в Н-Тагил, что на Среднем Урале, он был родом с тех мест. Огромная масса народа выходила из ворот Металлургического комбината, проходя мимо грузовичка с рыбой, в мгновение все раскупала, родственник возвращался с барышом домой.
Жаль, что ему деньги впрок не пошли, из-за его пристрастия. Но он решал, таким образом, продовольственную программу для народа. Дефицит одежды все решали на барахолках, были такие организованные вещевые рынке во всех крупных городах, где можно было приодеться всегда во все модное и заграничное тряпье.
Еще были рынки, где шла бойкая торговля дефицитными книгами. Я служил в армии в Новосибирске, уезжая с Севера на два года, там воотчуя узнал функционирование такой книжной барахолки.
На службе у меня всегда был в распоряжении этиловый спирт, как у начальника аптеки. Им я делился с прапорщиком продовольственной службы, который обеспечивал меня различными банками деликатесных, в то время, мясных консервов.
Сегодня такие консервы почти никто не покупает, а тогда они шли на ура. Директора нескольких книжных магазинов, когда я привозил и угощал их этими консервами, охотно продавали мне интересные книги. Часть книг я оставлял для своей библиотеки, часть менял на книжной барахолке, оставшуюся часть отдавал своим сослуживцам, которые с радостью их у меня забирали.
Книги были все в дефиците. Мой приятель по службе, служивший финансистом, будучи призванным из Прибалтики, получал оттуда джинсы, умело пошитые под оригинал, потихоньку ими приторговывал, но попался, был даже суд, я был у него защитником от части. Все обошлось, он отделался легко, дали условный срок.
тот самый важняк
Какая коррупция в условиях такого тотального дефицита творилась во власти при Брежневе, написаны книги и поставлены фильмы. Недавно умер наш комиссар Катани, так звали Владимира Калиниченко, важняк, расследовавший громкие дела о коррупционерах, поведавший, о каких богатствах шла речь у людей из окружения Леонида Брежнева.
Чего стоила Галина, любимая дочь Генерального Секретаря. Но так мы жили, это было не самое страшное время. Когда началась приватизация и разгул бандитизма, настали, более драматические события.
Автору всегда приятно, если читатели подписываются на канал. С признательностью Николай Бельков.