Найти тему
ViktorSK68

«Англичанка гадит» Османам пользы России для успеха в Русско-Турецкой войне 24.04.1877-03.03.1878 гг. (12.04.1877-19.02.1878 гг.)

В Русском мире в общем и в России в частности понятие «англичанка гадит» распространено широко и совершенно обоснованно. Хотя по сути повествования узнаем, что не англичанка гадила не только России, как не только России, например, гадили немцы.

То есть сразу же стоит отметить, что оные опорожнения англичанка производила неоднократно по множественному списку стран, в числе которых находятся не только далёкие от нас Чили, но и близкие и могучие противники, такие как Османская Империя, о лишении которой с пользой для России дредноутов «Mehmed Reşad V» и «Sultan Osman-ı Evvel» пришлось написать в пику более распространённому и известному случаю с линейным крейсером «Гебен»[1] и лёгкими крейсером «Бреслау» («Вратиславль»),[2] ставшими в составе ВМС Османской Империи («Osmanlı Donanması») «Грозным султаном Селимом» и «Мидилли». (https://dzen.ru/media/id/60ffb180a16a43763aba3dbf/anglichanka-gadit-ili-kak-rossii-vsetaki-povezlo-s-gebenom-i-breslau-60ffd6d99df6c4324d4adf4c)

Хотя верности ради гадости перевода и мести англичанам стоит употреблять «Ужасный султан Селим» или же ограничится простым и понятным турецким «Явуз», на чём и остановимся, так как угрозу своим могуществом для России на Чёрном море в 1914-1915-м он представлял изрядную. Лишь благодаря дурости нагадившего самому себе и Англии особенно англичанина Фишера 25.000-тонный прыткий немецкий «Гебен» оказался заведомо более слабым противником таким же 25000-тонным шальным русским «Императрицам», чей бортовой залп почти вдвое превосходил надменного пруссака.

Но это выяснилось только через год.

Таким образом, у «Гебена» был целый год, за который можно было сделать многое и многое было сделано для того, чтобы втянуть турок в войну против Тройственного Согласия на стороне Тройственного Союза и это было сделано пользы немцам для и вреда для турок.

Надо отметить, что сегодняшние ВМС Турции (Türk Deniz Kuvvetleri/Türk Donanması) своим совершенством представляет угрозу на Чёрном море не меньшую, чем представлял Osmanlı Donanması в начале XX-го века в указанные выше годы.

Даже возможные столкновения c US Navyи Hellenikos Navy говорят о том, что ныне ВМС Турции находятся на подъёме и приближаются к уровню могущества, который мог бы сильно поколебать положение России в ходе Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг., славными страницами которой записаны как Бой русского парохода «Веста» с османским броненосцем «Feth-i Bülend», (См. Рис. 1) так и потопление меткой стрельбой с берега броненосца «Lüft-ü Celil». (См. Рис. 2)

Наглые почитатели макарон и макаронников несомненно опровергнут 2760-тонный «Feth-i Bülend» как броненосец, однако Битву при Триполи 24 февраля 1912-го года 2350 тонной «Божественной помощи», в турецком «Avnillah», с двумя 7350 тонными броненосными кораблями «Giuseppe Garibaldi» и «Francesco Ferruccio» почитатели записывают именно как полноценную битву с полноценным и даже возможно современным кораблём. (См. Рис. 3)

В нашем случае «Feth-i Bülend», в полном понимании «Великого дела Завоевания»,[3] 11 июля 1877-го года сцепился с вооружённым пароходом «Веста», в международном, а точнее в межгосударственном праве – вспомогательным крейсером «Веста», чей бой по более известным случаев Боёв вспомогательного крейсера «Pinguin» (HSK-5) с тяжёлым крейсером HMS Cornwall» (56)08 мая 1941-го года или вспомогательного крейсера «Atlantis» (HSK-2) с тяжёлым крейсером HMS «Devonshire»(39) 22 ноября 1941-го года был как-бы предрешён, но следуя вышеуказанной «Божественной помощи» бой случился даже более оглушительным настолько, что даже Бой парохода «Стёпа Гопкинса» с «Бычок» (HSK -6, «Stier») 27 сентября 1942-го года выглядит более скромным в своей достойности данного случая, когда 1800-тонный русский пароход обращает в бегство 2760-тонный турецкий броненосец. Разве что Бой русского брига «Меркурий» с турецкими линкорами «Selimiye» и «Real-bei» 14 мая 1829-го года выглядит куда более изумительным в своей отваге и способности воевать не числом, а умением. (См. Рис. 4)

Причиной такого положения является меткость стрельбы, которая была уже показана при потоплении с божественной благодатью другого турецкого броненосца «Божественная благодать» или на турецком «Lüft-ü Celil» в 2540 тонн французской постройки при четырёх 7-9 дюймовых английских орудиях Армстронга, который был потоплен 11 мая (29 апреля) 1877-го года навесным огнём с пробитием палубы.

Ещё один турецкий 2540-тонный броненосец того же вида «Hifz-ur Rahman», он же «Милостивый защитник», лишний раз судьбу не испытывал, получив угрозу попадания самодвижущейся мины 14 (26) мая 1877-го года от лейтенанта Дубасова, собрался уже покинуть поле боя в устье Дуная, как получил попадание снарядом в котельное отделение, после чего решимость покинуть поле боя окрепла окончательно и безповоротно, чему были посвящены дальнейшие 20 лет нахождения его у причалов Константинополя, пока угроза Греко-турецкой войны не разбудила жар в его котлах.

В Бою 11 июля 1877-го года с «Вестой» турецкий броненосец «Feth-i Bülend» столь же добился попаданий, но сам получил в ответ нескольких чувствительных и особенно решающих навесных попаданий в орудийные дворики, которые вывели из строя его мощные, но немногочисленные орудия, предвосхитив успех фон Шпее при Коронеле, когда в самом начале боя немцы выбили у англичан одно из двух 234 мм. орудий и продолжили вести по ним огонь из 12 своих 210 мм. пушек с предсказуемым итогом.

«Hifz-ur Rahman» предчувствуя неприятности уровня неприятностей постигших «Lüft-ü Celil» удалился, чему собственного говоря мы благодарны запечатлением его на снимке №2.

Участь 513-тонного речного броненосца «Seyfi» («Меч») была более печальной для турок, но благосклонной для русских, чья паровая лодка «Царевич» удачно подпустила минный заряд под уязвимое и уязвлённое днище турка.

Надо сказать, что несмотря на количественное и качественное превосходство ВМС Османов над Русскими ВМС, Чёрное море вне видимости его берегов оставалось достаточно свободным. Что вызывало несколько вопросов из разряда «с чего бы это»?

Набег соратника Степана Осиповича Макаров Измаила Максимовича Зацарённого открытым морем в ночь с 13 на 14 января 1878-го года катерами «Чесьма» и «Синоп» спущенными с парохода «Великий Князь Константин» на Батуми с пусканием ими самодвижущейся мины в вооружённый до зубов 18-футовыми и 100 мм. пушками бдительный 500-тонный сторожевой пароход «Intibâh» («Vigilance»)»,[4] говорит о том, сколь мало сил было у России в те годы, но сколь успешно они применялись в открытом море с записью первого успешного боевого применения торпедного оружия на море безо всякого надувательства.[5]

А вот надули турок немцы и это несмотря на всякие глупые разговоры о безусловной немецкой порядочности, которыми пользуются только сами немцы за дуростью верующих в оную порядочность. Так один из первых мореходных кораблей II-го Прусскаго Рейха SMS «König Wilhelm», заложенный в 1865-м году для ВМС Османской Империи как «Fatih», был спущен на воду 25 апреля 1868-го года, но вступил в строй 20 февраля 1869-го года уже под Прусским знаменем. Бальзамом на раны уязвлённого турецкого самолюбия было то, что 31 мая 1878-го года указанный SMS «König Wilhelm» потопил новейший башенный броненосец SMS «Grosser Kurfürst». (См. Рис. 5)

Тем не менее надувание турок немцами не закончилось.

В одной из работ выводом получилось то, что всунвшись во строительство Багдадской железной дороги «Конья-Багдад» немцы не только не помогли туркам, но и выступили для них обузой так, что за срок строительства равный строительству при Николае II-м кратно более длинного Великого Сибирского железнодорожного пути, оная не то что Басры или Багдада не была дотянута, но ограничилась всего чуть более чем половиной пути, сломив тем самым в итоге турецкое сопротивление Британской Империи в Междуречье, несмотря на блестящую перед этим победу турок при Куте. (См. Рис. 6) Такова была цена немецкой обузы, внешним видом которой является огромный бездействующий и бзполезный железнодорожный вокзал Гайдар-Паши в Скутарионе. (См. Рис. 7, 8)

А присунув туркам «Гебен» и «Бреслау» немцы вынудили таскать для них каштаны из огня и так уже измученных Итало-Турецкой и двумя Балканскими войнами турок. Это решение было конечно крупным успехом немцев, от чего Бисмарк мог и поворочаться в гробу, на радостях новой поросли продолжателей Берлинского похабного сговора 01 (13).06.1878 г., который собственно и создал ту самую пороховую бочку Европы и привёл затем к Балканским войнам, а затем и к Великой, ныне Первой мировой войне 1914-1918 гг.

Англичанка впрочем подгадила туркам гораздо изряднее, отжав у них в 1878-м году благодатный и с древних времён чрезвычайно важный для Восточного Средиземноморья Кипр, и владея частями его и по сей день, она продолжила то, чего она добивалась, выталкивая турок и Турецкий мир из Египта - для прямого сообщения с Индией, что особенно учитывая открытие 17 ноября 1869-го года Суэцкого канала решение отодвинуть турок подальше было вполне дальновидным.

Ослабление и без того мощных, многочисленных и современных ВМС Османской Империи, вошедших к Русско-Турецкой войне 1877-1877 гг. в пятёрку ведущих военно-морских сил мира виделось англичанам вполне разумным, чтобы пощипать жирную турецкую индюшку, учитывая, что турок «turk» и индюшка «turkey» по-английски звучат очень похоже и заманчиво, чтобы кинуть своего теперь уже бывшего подельника, с которого больше уже нечего взять.

Представив, что англичанка не нагадила своим подельникам по Крымской войне 1853-1855 гг. Османам, получаем наличие у турок новейших и сильнейших в мире на те годы броненосцев.

Понятно, что в составе «Osmanlı Donanması» с середины 1860-х годов находилась великолепная четвёрка броненосцев «Osmaniye» (Sultan Osman I Gazi), «Aziziye» (Sultan Abdülaziz), «Orhaniye» (Orhâniye Humayunu), «Mahmudiye» (Sultan Mahmud II), крепостью своей задержавшаяся в строю почти на полвека и всю Русско-Турецкую войну 1877-1878 гг. задержавшиеся на Средиземном море, то в благодатном Фессалийском Волосе (eng. Volos, gr. Βόλος), то в укромном Минойском заливе Суда на Крите, то вообще в Превезе (Рус. Перевоз, гр. Πρέβεζα). Огромность и многогранность Османской Империи требовала надзора за всеми её гранями, а учитывая ревниво гадящую англичанку стоит ей сказать спасибо. (См. Рис. 9)

Высказывать ли при этом особую благодарность англичанам, поползнувшим в это время на Кипр и его отжавшим, вопрос достаточно спорный, но тем не менее имеет место быть то, что сильнейшая четвёрка турецких броненосцев всю Русско-Турецкую войну 1877-1878 гг. носа на Чёрное море не показывала.

Следующим вопросом идут тем самый отжатые англичанами более современные корабли, заложенные с десятилетней разницей перед предыдущей четвёркой великанов.

Развитие кораблестроения с освоением паровых приводов и использованием тепла каменного угля, на который Британские острова на пользу Англии оказались сказочно богаты Валлийским Кардиффом, шло семимильными шагами и за время строительства «Османов» произошли Битва при Гельголанде 09 мая 1864-го года и Лиссе 20 июля 1866-го года, сильно изменившие взгляды на способы победить на море, включая возрождение бодания кораблей, так и рост огневой производительности орудий. Османы совершенно не отставали от других страждущих вооружений морских держав, и заказывали их у единственных тогда производителей в лице Англии и Франции своевременно, но с разной степенью накладываемых гадостей, в которых например III-я Французская Империя замечена не была, а вот Британская хлюпала гадостями с завидным постоянством, однако в данном случае эти хлюпания шли на пользу России, которой даже все возможные открытия в минном деле не позволяли надеяться на благоприятный исход войны на Чёрном море, однако такой союзник как англо-саксы всегда отличался тем, что кидал своих бывших союзников по своему усмотрению, но в данном случае России на пользу.

Итак.

После Лиссовский почти 5000 тонный таранный броненосец «Peyk-i Şeref» («Спутник Чести (Славы)») с новейшими 12-дюймовыми орудиями «RML 12-inch 25-ton guns» не был самым-самым главным возможным для насстрашилищем, лишь из-за гадостей англичанки с облегчением для России ставший королевским HMS «Belleisle». (См. Рис. 10, 11)

С ним вкупе была заказана та ещё «Звезда Победы» («Büruç-u Zafer»), ставшая при не меньшем облегчении для России HMS «Orion», войдя в строй английских ВМС Средиземного моря во всё ещё грозовые дни Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. 24 июня 1878-го года, и проплававший затем в силу мудрости и прочности заложенных решений почти до самого начала Великой, ныне Первой мировой войны 1914-1918 гг. (См. Рис. 12)

И это не всё, что было нагажено англичанкой Османам!

Почти 10.000 тонный в девичестве «Hamidiye», спущенный на воду 16 ноября 1875-го года и ставший с лишением девственности 15 ноября 1880-го года HMS «Superb», со своим 16(!!) 10-дюймовыми орудиями и 13-узловым ходом делал явно невозможным повторение славного дела «Мекурия» или «Весты»… (См. Рис. 13)

Итак речь идёт о новейшей троице, которая не досталась туркам в самом преддверии и в течении Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг.

Однако в декабре 1875-го года турки успели заполучить новейший 9000-тонный «Mesudiye» со сколь возможно сказать скорострельными и мощными на то время пятнадцатью 7 и 10-дюймовыми орудиями!! (См. Рис. 14) Которые в своём совершенстве состояли на вооружении до начала XX-го века, а уж ко времени своего изготовления были настолько отменны, мощны и хорошо, что право дело не оставляли нам возможности высунуть носа из Севастополя, Одессы и Новороссийска, оставляя разве что плавания при Херсоне и Николаеве, но только при удержании Кинбурна.

Возможная одинокость успевшего вступить в строй Osmanlı Donanması в декабре 1875-гогода новейшего «счастливца» «Mesudiye» (См. Рис. 15) быть может смутила турок, но ведь у них в строю было ещё четыре вышеуказанных мореходных броненосца, которые при появлении на Чёрном море всей этой великолепной Армады вообще не оставляли возможности русским выйти в море, см. выше, не говоря уже о потоплении «Интибаха» при огородах Батума.

Однако под начальством Ферик-паши Критского,[6] собранные на Крите в единый кулак все новейшие и современнейшие мореходные турецкие железные броненосцы под начальством капудана I-го уровня Фаик-бея застряли вкупе с семью деревянными кораблями Гасан-Паши, представлявшими и без броненосцев столь значительную боевую силу, что нам смущалось выйти в Чёрное море вообще!![7]

Что же могло послужить причиной бездействия столь мощного соединения?

Конечно, можно представить приход русских кораблей из Финского залива в обход Европы точно также, как это было совершена Александром II глупость в 1863-м году спасением Северо-Американских Соединённых Государств походом 12 кораблей С.С.Лесовского и А.А.Попова. Но надо сказать, что эта глупость была совершена с разсчётом на качественный Аппалаческий уголь, который несомненно будет закинут в топку русских кораблей. При походе же вокруг Европы паровых кораблей нельзя было брать в пример походы парусных кораблей времён Григория Андреевича Спиридова, так как снабжение углём требовало немалых усилий, а походы времён Фёдора Фёдоровича Ушакова через Босфор и Дарданеллы представлялись невозможным.

Таким образом, гнусные и неприличные предложения англичан Османам привели к тому, что англичанка нагадив туркам в огромной мере поспособила России победить Османскую Империя в Русско-Турецкой войне 1877-1878 гг.

Ч.т.д.

[1] August Karl Friedrich Christian von Goeben, (10. Dezember 1816 in Stade; † 13. November 1880 in Koblenz) war ein Preußischer General der Infanterie.

[2] Лат. Vratislavia.

[3] «Great Causer of Conquest».

[4] «Intibâh» (eng. Vigilance rus. Бдительность).

[5] Bernd Langensiepen, Ahmet Güleryüz, The Ottoman Steam Navy, 1828-1923, Naval Institute Press, Annapolis, Maryland, 1995, ISBN 1-55750-659-0, pp. 161-162.

[6] Tur. Ferik Giritli Hüseyin Pasha.

[7] «Selimiye», «Mansure», «Utarit», «Eser-i Cedîd», «Sehir», «Taif», «Fevaid», «Talia».