Найти в Дзене
Московский летописец

Как мусульмане в СССР сохранили свою культуру в условиях закрытия мечетей, русификации и пересмотра национальной истории

«Первая задача истории— воздержаться от лжи, вторая— не утаивать правды, третья— не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности» (Цицерон, 106г. до н.э – 43г. до н.э., римский государственный и политический деятель, оратор, философ, учёный) В ноябре 1917 года было принято обращение Советского правительства «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока». В нём говорилось: «Мусульмане России, татары Поволжья и Крыма, киргизы и сарты Сибири и Туркестана, турки и татары Закавказья, чеченцы и горцы Кавказа, все те, мечети и молельни которых разрушались, верования и обычаи которых попирались царями и угнетателями России! Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными». Тем не менее, после 1917 года советская политика и строительство нового режима по отношению к религии были встречены образованными мусульманами по-разному. Кто-то изначально решил «встроиться» в новую систему. Кт
Оглавление

«Первая задача истории— воздержаться от лжи, вторая— не утаивать правды, третья— не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности»

(Цицерон, 106г. до н.э – 43г. до н.э., римский государственный и политический деятель, оратор, философ, учёный)

В ноябре 1917 года было принято обращение Советского правительства «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока».

В нём говорилось:

«Мусульмане России, татары Поволжья и Крыма, киргизы и сарты Сибири и Туркестана, турки и татары Закавказья, чеченцы и горцы Кавказа, все те, мечети и молельни которых разрушались, верования и обычаи которых попирались царями и угнетателями России!
Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными».
Фото с сайта russian7.ru
Фото с сайта russian7.ru

Тем не менее, после 1917 года советская политика и строительство нового режима по отношению к религии были встречены образованными мусульманами по-разному.

Кто-то изначально решил «встроиться» в новую систему. Кто-то решил занять выжидательную позицию, посмотреть, как будут выстраиваться отношения большевиков в отношении мусульман. Были и те, кто сразу понял, что новый режим будет враждебно настроен к религии (и к исламу в частности). Эти мусульмане уже в 1920-е годы сделали всё, чтобы эмигрировать в другие страны.

В первую очередь, конечно, это Турция и Ближний Восток, Китай, Япония...

Константинополь начала XX века. Фото с сайта vova-91.livejournal.com
Константинополь начала XX века. Фото с сайта vova-91.livejournal.com

Но были и другие. Эти мусульмане использовали падение монархии и русскую революцию для формирования новых политических проектов. Были те, кто пытался устраивать новую Россия, определить место мусульман в этом устройстве…

Здесь можно вспомнить проект культурной политической автономии татар и башкир в Поволжье первой четверти XX века «Идель-Урал». Но все они были так или иначе «маргинализированы» большевиками…

Фото с сайта mardjani.ru
Фото с сайта mardjani.ru

Установление власти большевиков на мусульманских окраинах бывшей Российской империи не было простым и однозначным процессом.

На Кавказе в эпоху Гражданской войны существовало несколько параллельных проектов государственности и видения будущего. В том числе существовали идеи о реставрации имамата, исламского государства. Здесь, конечно, образ имама Шамиля вновь стал актуальным, и эти «призраки» Кавказской войны зазвучали по-новому в эпоху Гражданской войны.

Имам Шами́ль (26 июня [7 июля] 1797, Гимры, ныне Унцукульский район, Дагестан — 4 [16] февраля 1871, Медина, ныне Саудовская Аравия) — предводитель северо-кавказского национально-освободительного сопротивления, в 1834 году признанный имамом Северокавказского имамата — теократического государства, в котором объединил горцев Западного Дагестана и Чечни. Национальный герой народов Северного Кавказа.                   Фото с сайта gorets-media.ru
Имам Шами́ль (26 июня [7 июля] 1797, Гимры, ныне Унцукульский район, Дагестан — 4 [16] февраля 1871, Медина, ныне Саудовская Аравия) — предводитель северо-кавказского национально-освободительного сопротивления, в 1834 году признанный имамом Северокавказского имамата — теократического государства, в котором объединил горцев Западного Дагестана и Чечни. Национальный герой народов Северного Кавказа. Фото с сайта gorets-media.ru

Нечто похожее можем наблюдать и в Средней Азии. Многие знают о движении басмачей...

Басмаческое движение — это исламское повстанческое движение в Средней Азии в 1910–30-х против большевиков под лозунгами «священной войны». Самоназвание — моджахеды («борцы за веру»).

Тогда движение басмачей во многом ассоциировалось с большевистскими нонконформистскими объединениями, которые несли в себе потенциал иных сценариев политического развития в регионе.

Басмачи-туркмены. Фото с сайта ursa-tm.ru
Басмачи-туркмены. Фото с сайта ursa-tm.ru

Так или иначе, политика «тактических союзов» позволила большевикам за достаточно короткий срок прийти к власти в регионах и осуществлять довольно успешно свою политику.

Вообще, строительство национальных республик в раннем Советском Союзе было во многом результатом взаимодействия между большевиками и мусульманскими элитами, у которых были свои представления о том, как должна была быть устроена новая Россия. И в каком-то смысле та административная карта СССР, которая сформировалась к 1930-м годам, была результатом переговоров и в чём-то даже, может быть, уступок.

В Средней Азии можно видеть, как те или иные населённые пункты передавались в республики, к которым они не вполне очевидно относились. Тем самым в административное устройство изначально закладывалась мина «конфликтогенности».

Переговоры с басмачами, Фергана, 1921 г. Фото с сайта wikiway.com
Переговоры с басмачами, Фергана, 1921 г. Фото с сайта wikiway.com

Скажем, персоязычные Бухара и Самарканд оказались в Узбекистане, когда Ташкент оспаривался Узбекистаном и Казахстаном. Эти сюжеты, конечно, показывают, что Москва пыталась использовать административное устройство как фактор усиления значимости центра.

То же самое касается взаимоотношений между национальными республиками в Поволжье. Тот факт, что Башкортостан в итоге стал территориально больше, чем Татарстан, и возникло трение по поводу северо-западных районов Башкортостана, тоже представлял потенциальную угрозу возможных территориальных претензий и противоречий, которые выстраивались в 1920–30-е годы и «цементировались» в национальных историях…

Бухара, мечеть Калон, 1921 год. Фото с сайта humus.livejournal.com
Бухара, мечеть Калон, 1921 год. Фото с сайта humus.livejournal.com

Принято считать, что в СССР исламу пришёл конец.

Новый советский режим занял довольно агрессивную позицию по отношению к конфессиям бывшей Российской империи. Постепенно сворачивалось исламское образование, закрывались мечети. Бывшие имамы лишились прав и были вынуждены искать заработок в светской среде, чаще всего в городах. Контролирующие органы изымали и сжигали частные библиотеки с тысячами томов редкой исламской литературы…

Апогея эта политика достигла в 1936 году, когда были арестованы и казнены члены муфтията. Затем жертвами репрессий стали сотни образованных мусульман...

Выписка из протокола заседания тройки при УНКВД о расстреле сторожа Мусульманского кладбища Манафа Галимова. Фото с сайта fond-inok.ru
Выписка из протокола заседания тройки при УНКВД о расстреле сторожа Мусульманского кладбища Манафа Галимова. Фото с сайта fond-inok.ru

Но уничтожить ислам большевикам не удалось.

На протяжении всего XX века в среде мусульман с хорошим образованием занятия интеллектуальным трудом не прекращались. Интересно наблюдать, как классические формы исламской литературы отражали изменения, происходившие в советском обществе, частью которого были мусульмане, будь то строительство колхозов, успехи в космонавтике или трансформации в простом быту.

Если до сталинских необоснованных репрессий и Великой Отечественной войны были такие исламские ученые, кто открыто не признавал новый режим, то в последующем большинство тех, кто действовал в религиозном поле, были тесно включены в практики и институты, управляемые государством. И в этом смысле советская политика продолжала имперскую, о которой уже говорили в предыдущих публикациях …

Пулемётный расчёт из Узбекистана, 1941-1945. Фото с сайта islamnews.ru
Пулемётный расчёт из Узбекистана, 1941-1945. Фото с сайта islamnews.ru

Итак, в 1936 году старая структура муфтията была разгромлена.

На её место в 1943 году пришла модель, включавшая региональные духовные управления для Средней Азии и Казахстана, Закавказья, Северного Кавказа, европейской части СССР и Сибири. Этой системе подчинялись имамы на местах, «рекрутировавшиеся» из числа избежавших репрессий, а позднее — среди выпускников специальных советских медресе в Узбекистане.

В первую очередь медресе Мири-Араб в Бухаре, основной кузницы кадров для исламской элиты позднего Союза…

У медресе Мири Араб, Бухара, 1940-1950. Фото с сайта pastvu.com
У медресе Мири Араб, Бухара, 1940-1950. Фото с сайта pastvu.com

Конечно, эта советская трансформация носила для мусульман не совсем однозначный характер.

Нередко даже в одних и тех же семьях были и те, кто полностью принимал новый режим, и те, кто сомневался, и те, кто полностью отвергал новое устройство общества.

Когда государство перешло в активную фазу наступления на религию, когда началась активная антирелигиозная пропаганда (в 1920-е и особенно в 1930-е годы), можно видеть, что в среде мусульман, особенно в городах, происходят процессы, которые сложно укладываются в «чёрно-белую» картину защиты исламских ценностей против соединения с какими-то советскими лозунгами.

Самарканд, Регистан. Начало XX века. Фото с сайта humus.livejournal.com
Самарканд, Регистан. Начало XX века. Фото с сайта humus.livejournal.com

Даже выпускники медресе дореволюционной поры в этот период если не участвовали напрямую в антирелигиозных кампаниях, то могли расценивать эти изменения как демонтаж привычной системы религиозного устройства.

Если учитывать политический и социально-экономический хаос, который был в раннесоветское время, безусловно, забота о каких-то статусах духовенства уходила на задний план. И особенно в плане реализации возможностей, лучше сказать, иллюзии возможностей и свободы, которой были опьянены в том числе мусульмане.

Они стремились реализовать свои планы, связанные с каким-то социальным устройством, нежели с сохранением институтов и связей в именно религиозной среде...

В школе Ташкента, 1920-е годы. Фото с сайта mytashkent.uz
В школе Ташкента, 1920-е годы. Фото с сайта mytashkent.uz

Советская политика по отношению к исламу, опять же как и в случае с имперской, во многом была прагматичной.

Не стоит лишь демонизировать эту политику и говорить, что советский период был однозначно деструктивным и мусульмане негативно относились к советскому режиму.

Одним из примеров такого отношения является попытка советского руководства в 1940-е годы мобилизовать исламские элиты, для того чтобы организовать сопротивление фашистской Германии...

В ходе войны от имени мусульман на нужды фронта было собрано столько денег, что муфтий получил телеграмму от самого Иосифа Сталина с благодарностью...

-13

Впоследствии было решено не только поддерживать эту старую элиту лояльных мусульман, но и воспитывать новую когорту уже из тех молодых людей, которые получили советское образование и затем хотели стать советскими фактически чиновниками от религии, получив некоторый набор религиозных знаний в «советском соусе».

Для государства был интерес в создании такой «когорты» мусульман. Чтобы они, с одной стороны, представляли советских мусульман на международной арене, на конференциях, являлись проводниками советской религиозной политики, а с другой стороны — были бы действующими лицами, «акторами» во внутренней политике и проводили идею близости советских ценностей исламской идеологии…

Духовные лидеры мусульман СССР, совершившие хадж в Мекку в 1945 году. Фото с сайта
Духовные лидеры мусульман СССР, совершившие хадж в Мекку в 1945 году. Фото с сайта

Несмотря на волны антирелигиозной пропаганды, книжная культура российского ислама в основном продолжала жить среди советских имамов в городах и селах. Причём, эта литература не находилась в изоляции, только воспроизводя традиционные жанры, а вступала в диалог с коммунистической идеологией.

Существовавшая ещё с конца XIX века тенденция к интеграции европейской науки в исламский дискурс в эпоху Брежнева вылилась в рассуждения об устройстве космоса через призму Корана и Сунны.

В основном богословы советской эпохи показывали, что социализм и ислам не противоречат друг другу, если не учитывать рвение большевиков в борьбе с религией вообще…

Советские паломники на пути в Мекку в 1945 году. Фото с сайта m.realnoevremya.ru
Советские паломники на пути в Мекку в 1945 году. Фото с сайта m.realnoevremya.ru

Именно этот синтез советского и исламского получил в науке название «советский ислам». Проявлялся он и на бытовом уровне, когда религиозные обряды, будь то свадьба или похороны, могли вполне проводиться с элементами того и другого…

Однако, в целом же из-за уничтожения легальной системы исламского образования, существовавшей в имперский период, постепенно происходила деградация знаний об исламе и конкретных практиках.

Ближе к концу советской эпохи ритуальные собрания, имевшие некогда значение суфийских радений под руководством шейха, стали скорее играть роль поддержки групповой идентичности, повода для передачи элементарных исламских знаний...

Суфийские радения на Кавказе. Фото с сайта https://islamiculture.museum/
Суфийские радения на Кавказе. Фото с сайта https://islamiculture.museum/

Советское государство и духовные управления в послевоенное время проводили линию, направленную на централизацию религиозной жизни в мечетях и, соответственно, борьбу с «шарлатанами», одурманивающими массы.

Стоит обратить внимание на то, что и у государства, и у советских муфтиятов были одни объекты для борьбы. В частности, они старательно запрещали посещение святых мест.

Государство стремилось избавиться от таких мест паломничества, объявляя их пережитком доисламских культов или «переформатируя» их под музеи, тем самым пытаясь хоть как-то поставить эту сферу под собственный контроль. Муфтияты, в свою очередь, издавали прокламации с осуждением такого паломничества как противоречащего чистому исламу. Некоторые исследователи видят в такой политике явную поддержку идей салафитов о чистом исламе...

У Соборной мечети в Ижевске. Фото с сайта muslimpress.ru
У Соборной мечети в Ижевске. Фото с сайта muslimpress.ru

Так или иначе, в советское время большая часть мусульманской элиты оказалась встроенной в государственные структуры и правила игры. В то же время наблюдается сближение с другими конфессиями на уровне риторики, особенно с РПЦ.

Мусульмане стали регулярно видеться со своими коллегами из других конфессий на конференциях «за мир во всем мире» и других форумах и строить с ними общий политизированный язык религии.

Нет сомнений в том, что это наследие сближения ислама с окружающим обществом вообще и с РПЦ в частности сохраняется до сих пор и является важным фактором в общественном развитии ислама.

Фото с сайта dsmr.ru
Фото с сайта dsmr.ru

В целом национальная политика СССР по отношению к мусульманам носила довольно «конструктивистский» характер, когда большевики использовали экспертные знания этнографов, лингвистов, экономистов для того, чтобы фактически создавать национальные республики и национальную культуру.

Этот процесс начался с формального определения национальных границ на Кавказе и в Средней Азии, а затем продолжился в языковой политике. Сначала мусульманские народы Советского Союза были переведены с арабской графики на латиницу, что фактически поставило крест на многовековой письменной культуре ислама в нашей стране...

Фото с сайта www.bbc.co.uk
Фото с сайта www.bbc.co.uk

Затем, в 1930-е годы, с латиницы мусульманские народы были переведены на кириллицу, с тем чтобы сделать эту культуру ближе к советской. Этот шаг, конечно, впоследствии сопровождался и изменением самих языков, когда из словарей, из активного литературного употребления «вычищались» арабо-персидские термины, в том числе связанные с какими-то политическими концепциями, то же понятие «хуррият» («свобода») с его антиколониальным пафосом…

Фото с сайта https://islam.ru/
Фото с сайта https://islam.ru/

Фактически можно видеть, что те десятилетия советской национальной политики, которая характеризовалась созданием наций, наделением их какими-то качествами, написанием национальных историй для республик и для отдельных народов, созданием литературных традиций и в каком-то смысле даже письменности и грамматики для этих языков и народов, во многом переформатировали всю топографию ислама бывшей Российской империи.

Вместо разнообразия идентичностей и самоописания наблюдаем более жесткие категории самоидентификации.

В этом сыграла свою роль и паспортная система, в которой существовала графа «национальность». Человек должен был определиться, к какой национальности он принадлежит. Наверняка многие слышали о курьёзных случаях, когда на территории республики человек со смешанным происхождением выбирал свою принадлежность к титульной нации, хотя мог не иметь к ней никакого отношения…

Фото с сайта hiterbober.ru
Фото с сайта hiterbober.ru

Таким образом, для новых советских наций ислам в официальной интерпретации становился лишь частью культурного наследия (во многом секуляризированного). Часто специалисты, историки, этнографы фактически «подбирали» для них пантеон национальных героев и философов-просветителей, и они официально канонизировались как национальные герои.

Частью этой «игры» являлось то, что прямой доступ к письменному наследию этих национальных героев был зачастую затруднён или невозможен. Новое поколение советских людей не имело широкого доступа к арабографической письменной традиции, изобиловавшей исламскими религиозными и социальными категориями и концептами...

Фото с сайта https://i.ytimg.com/
Фото с сайта https://i.ytimg.com/

Далее, в республиках зачастую происходил мощный процесс русификации.

Новое поколение этнических мусульман теряло знание родных языков, не говоря уже о какой-либо подготовке в специальной исламской терминологии, исламской литературе. Это, конечно, сильно усложняло возможность появления каких-то параллельных, не советских форм самоидентификации и версий истории.

Лишившись доступа к собственной традиции, исламской историографии, агиографии и классическим дисциплинам, большинство так называемых этнических мусульман усваивало советские версии истории, концепции о языке и роли религии в обществе. Можем наблюдать даже случаи соединения советских теорий о нации и развитии языка с классическими жанрами исламской литературы, когда исламские авторы старались «нащупать» советский язык гуманитарной мысли, чтобы через него выходить на более широкую аудиторию...

Плакат времён СССР. Фото с сайта zavodfoto.livejournal.com
Плакат времён СССР. Фото с сайта zavodfoto.livejournal.com

Строительство советской концепции нации опиралось во многом на те источники, которые сохранились от средневековой придворной историографии. И уже на основе этих препарированных средневековых источников создавались более широкие республиканские истории. Этот процесс занял время с 1930-х годов до 1950-х, 1960-х годов, когда каждая республика Советского Союза получила так или иначе свою историю.

Следующим этапом после написания республиканских историй, находившихся в руках историков из Москвы и Ленинграда, стало такое строительство советских национальных культур, когда целый ряд писателей и деятелей культуры выражали ценности, которые являлись общими для советского народа и в то же время апеллировали бы к национальным чувствам представителей той или иной республики.

Здесь, конечно, сразу приходят на ум имена Чингиза Айтматова, Фазиля Искандера.

Чингиз Торекулович Айтматов (12 декабря 1928, Шекер, Таласский кантон, Киргизская АССР, РСФСР, СССР — 10 июня 2008, Нюрнберг, Германия) — киргизский и русский писатель; дипломат. Герой Социалистического Труда (1978), Герой Киргизской Республики (1997), народный писатель Киргизской ССР (1968), академик АН Киргизской ССР (1974), лауреат Ленинской (1963) и трёх Государственных премий СССР (1968, 1977, 1983).                Фото с сайта libfl.ru
Чингиз Торекулович Айтматов (12 декабря 1928, Шекер, Таласский кантон, Киргизская АССР, РСФСР, СССР — 10 июня 2008, Нюрнберг, Германия) — киргизский и русский писатель; дипломат. Герой Социалистического Труда (1978), Герой Киргизской Республики (1997), народный писатель Киргизской ССР (1968), академик АН Киргизской ССР (1974), лауреат Ленинской (1963) и трёх Государственных премий СССР (1968, 1977, 1983). Фото с сайта libfl.ru

Строительство языковой политики и фактически строительство нации сопровождалось и созданием соответствующей инфраструктуры. Это и кафедры по изучению национальных языков в университетах, и издательская программа на национальных языках по всему Советскому Союзу, в которой проводилась, с одной стороны, русификация национальных языков вместо арабских и персидских терминов, которые были ранее, а также определённая идеологическая работа.

Особенно это заметно, когда на национальные языки переводились и распространялись большими тиражами классики марксизма-ленинизма...

Фото с сайта ul.kp.ru
Фото с сайта ul.kp.ru

Сюда же можно отнести строительство каких-то культурных центров, например, сельских клубов (они играли важную роль центров советского просвещения вместо медресе), которые нередко возникали прямо на месте бывших религиозных центров, а также строительство других культурных заведений уже в городах (опер, театров и проч.), в которых так или иначе культивировались образы и идеи более широкой советской общности.

Театр Хамзы, Ташкент, Узбекистан, 1957-1968. Фото с сайта pastvu.com
Театр Хамзы, Ташкент, Узбекистан, 1957-1968. Фото с сайта pastvu.com

Что касается повседневных практик мусульман в Советском Союзе, то, конечно, здесь наблюдаем довольно пеструю картину. С одной стороны, ещё при Сталине, в 1940-е годы, небольшой группе мусульман (в основном элите) было разрешено совершать паломничество в Мекку. С определенной периодичностью такие поездки разрешались. Безусловно, люди проходили через определенный фильтр. Многим отказывали в их желании посетить священные места.

Тем не менее такое понятие, как «советский хадж», существовало...

Мекка. Паломники возле Каабы в 1953 году. Фото с сайта https://islamosfera.ru/
Мекка. Паломники возле Каабы в 1953 году. Фото с сайта https://islamosfera.ru/

Отсутствие мечетей во многих регионах страны, конечно, ставило вопрос о том, как могла совершаться обязательная для мусульман молитва. И здесь речь идет не только о каждодневной молитве, но и о праздничных обязательных молитвах.

По фотографиям советского времени можно видеть, что на праздничные молитвы собиралось огромное количество людей. Это, конечно, объясняется тем, что самих мечетей было немного и туда приходили как женщины, так и мужчины.

Там, где мечетей не было, имамы, официальные и неофициальные, собирали верующих в поле либо на кладбище…

Ташкент, 1966г, пятничная молитва. Фото с сайта etoretro.ru
Ташкент, 1966г, пятничная молитва. Фото с сайта etoretro.ru

Что касается поста, который мусульмане держат раз в год, в месяц Рамадан, то часто можно слышать, что в школах детям принудительно наливали воду в рот, чтобы испортить их пост, проводили лекции, которые объясняли вред поста. Но в то же время всегда можно слышать о том, что отдельные люди этот пост держали.

И, конечно, в исполнении ритуальной стороны мы видим роль «поколенческого» фактора.

В среде более старшего поколения строгость в выполнении религиозных предписаний выше. Среди младшего поколения, уже получившего советское образование, среди тех людей, которые работали на предприятиях и находились под влиянием антирелигиозных пропагандистских инструментов — скажем, общества «Знание» или антирелигиозной литературы, — выполнение таких формальных каждодневных ритуалов было ниже.

Антирелигиозный плакат времён СССР. Фото с сайта yarodom.livejournal.com
Антирелигиозный плакат времён СССР. Фото с сайта yarodom.livejournal.com

В то же время несовершение религиозных ритуалов не отменяло того факта, что люди так или иначе продолжали ассоциировать себя с исламской культурой, будь то через национальное самосознание или через национальное наследие в виде архитектуры, каких-то литературных памятников и других символов исламской культуры.

Медресе Мири Араб, Бухара, Узбекистан.  Фото с сайта ksushashav.livejournal.com
Медресе Мири Араб, Бухара, Узбекистан. Фото с сайта ksushashav.livejournal.com

По фотографиям интересно следить, как трансформировалась религиозная обрядность, будь то похоронный обряд или свадьба, «никях».

Во время похорон соединялись элементы, принятые в советском обществе, и традиционные обряды, касающиеся омовения покойного и чтения молитвы.

Такой вот своеобразный этнографический синкретизм происходил...

Похороны мусульманина. Фото с сайта https://funeralportal.ru/
Похороны мусульманина. Фото с сайта https://funeralportal.ru/

То же самое касается свадьбы.

Иногда можно слышать рассказы о том, что на свадьбы приглашали муллу, который в начале читал Коран, а потом, когда мулла удалялся, начинали распивать спиртные напитки, то есть приступали к светской, абсолютно не связанной с религиозными обрядами части церемонии…

Свадьба в мечети. Фото с сайта http://almode.ru/
Свадьба в мечети. Фото с сайта http://almode.ru/

Вообще, несмотря на старания государства перенести основной центр тяжести религиозности населения в мечети, подконтрольные государству, в которых находились имамы, в целом придерживавшиеся государственных взглядов на религию, на протяжении всего советского периода в большом количестве можно было наблюдать всякого рода «неформальных» специалистов по религии.

Скажем, была практика «имянаречения», для которой далеко не всегда родители обращались в официальную мечеть, а могли обратиться к какому-то опытному старику...

Обряд имянаречения. Фото с сайта ok.ru
Обряд имянаречения. Фото с сайта ok.ru

Это же касается практик обрезания, которые могли где-то сохраняться.

Конечно, такая форма религиозности имела меньше общего с высоким интеллектуальным книжным исламом и скорее выполняла функцию поддержания общей идентичности.

Безусловно, советский опыт развития исламской культуры в нашей стране неоднозначен. Невозможно его описывать только в категориях уничтожения. Скорее, мне кажется, более прагматично говорить о трансформациях. О том, как исламская культура изменялась в новых условиях. Как, теряя одни элементы, она приобретала другие. Становилась более интегрированной в советские реалии...

У Соборной мечети в Москве.  Фото с сайта islam-mo.ru
У Соборной мечети в Москве. Фото с сайта islam-mo.ru

Смена алфавита, уничтожение многих памятников архитектуры и письменности, уничтожение сотней жизней наиболее талантливых и прогрессивно мыслящих мусульманских интеллигентов, судьбы людей, которые умирали в 1980-е годы с мыслью о том, что миру ислама в России пришел конец, — несмотря на всю горечь, исламская культура преодолела этот этап испытаний.

Когда говорят о том, что можно восстановить какие-то элементы мусульманской культуры прошлого, конечно, это благородные призывы. Но, на мой взгляд, они имеют мало общего с реальностью.

Любые проекты по возрождению традиций — это всегда строительство чего-то нового.

И сегодня, когда вспоминаем о советском исламе, пытаемся дать ему оценку, надо, конечно, помнить о том, что это был этап, у которого была своя логика...

Мечеть имени Аймани Кадыровой — мечеть в городе Аргун Чеченской Республики Российской Федерации. Открыта 16 мая 2014 года. Названа именем вдовы первого президента Чеченской республики Ахмада Кадырова — Аймани Кадыровой.                    Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/
Мечеть имени Аймани Кадыровой — мечеть в городе Аргун Чеченской Республики Российской Федерации. Открыта 16 мая 2014 года. Названа именем вдовы первого президента Чеченской республики Ахмада Кадырова — Аймани Кадыровой. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/

Мусульмане, которым довелось жить в эту эпоху, принимали свои решения. Они так или иначе интегрировались или изолировались в тех условиях, которые у них были ...

Если понравилась статья - ставьте лайки, оставляйте комментарии.

Полистайте и другие опубликованные статьи на канале. Вдруг найдёте что-то интересное для себя?

Посмотреть другие статьи и подписаться на канал «Московский летописец» можно здесь (переход по ссылке).