Найти в Дзене
Малахитовая Шкатулка

Денисов-Уральский - самый НЕизвестный знаменитый художник, ювелир и камнерез

Оглавление

Эта статья - дань восхищения русскому камнерезу, ювелиру, художнику Алексею Козьмичу Денисову-Уральскому.

С трудом я разыскала те немногие работы, которые остались в заграничных архивах.

Фигурка мопса из горного хрусталя, глаза - бриллианты старинной огранки/Автор - Денисов-Уральский
Фигурка мопса из горного хрусталя, глаза - бриллианты старинной огранки/Автор - Денисов-Уральский

В русском интернете есть только живописные работы.

В предыдущей статье

мы с вами рассмотрели часть камнерезного наследия художника.

Лев из цитрина серия "воюющие державы" Денисов-Уральский
Лев из цитрина серия "воюющие державы" Денисов-Уральский

Прежде, чем познакомить вас с биографией Мастера, я, нарушая все законы повествования, расскажу сразу о главном:

восхитительная работа - свинья из халцедона с рубиновыми глазками.
восхитительная работа - свинья из халцедона с рубиновыми глазками.

Почему так мало работ в виде фигурок животных сохранено и почему они не подписывались именем Денисова-Уральского

-4

Приведу интереснейший отрывок из интервью Людмилы Будриной - заведующей отделом декоративно-прикладного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств:

Имя Карла Фаберже затмило все, что существовало в его эпоху, что в принципе неверно.
При всем коммерческом таланте семьи Фаберже, которая сумела за три поколения дорасти до поставщика императорского двора, Карл вовсе не был единственным игроком на русском ювелирном рынке, предлагающим камнерезные предметы.

В анималистике и наборной скульптуре Денисов-Уральский составлял Фаберже серьезную конкуренцию и даже, я предполагаю, в чем-то был его сотрудником.

По крайней мере на протяжении трех лет Денисов-Уральский был поставщиком парижской фирмы Картье, еще одного крупного игрока на мировом ювелирном рынке. Мы точно знаем об этом благодаря сохранившимся инвентарным книгам Картье.
(к слову, инвентарные книги Денисова-Уральского и Фаберже не сохранились)

Источник: ekabu.ru

-5

..а ведь я рассматривала фигурки животных Картье и не знала, что автор и исполнитель их наш, уральский художник! И таких мастеров - могли быть и, скорее всего были - десятки.

Денисов поставлял в Париж резные фигурки зверей из камня, более сложную наборную скульптуру - фигурки в технике объемной мозаики, интерьерные предметы (пепельницы, вазы, чернильницы, чаши, печати).

Часть этих вещей проходила доработку в Париже.

Доработка часто заключалась в инкрустации бриллиантовых глазок и изготовлении футляра, на шелке которого теснилось «Картье, Париж», а вовсе не «Денисов-Уральский, Петербург». Соответственно, вещь лишалась своего исходного авторства.

-6

Стиль Денисова-Уральского - уникальный! когда я увидела эти фигурки, сознание отказывалось понимать, что они выполнены в в конце 19, начале 20-го века! Это не похоже на привычный стиль камнерезов Фаберже!

-7

Собака, вырезанная из горного хрусталя в игривой позе, глаза украшены рубинами-кабошонами. автор: Денисов-Уральский, Санкт-Петербург, около 1910 г. Источник изображения: sothebys.com
Собака, вырезанная из горного хрусталя в игривой позе, глаза украшены рубинами-кабошонами. автор: Денисов-Уральский, Санкт-Петербург, около 1910 г. Источник изображения: sothebys.com

❗❗❗Кроме того, некоторым птицам, сделанным из камней, которые поставлялись без лапок, в Париже изготавливались золотые лапки. На них, согласно пробирному законодательству, должно было стоять клеймо изготовившего ювелира – то есть кого-то из сотрудников Картье!

Ну а имен мастеров, вырезавших скульптуру, нигде не было. Таким образом, к сожалению, имена камнерезов канули в небытие. Поэтому вполне возможно, что часть зверей, приписываемых Карлу Фаберже, вышли из ателье Денисова-Уральского – по крайней мере, их каменная часть.

ТОНКО ВЫРЕЗАННАЯ ИЗ ТВЕРДОГО КАМНЯ ФИГУРКА НАЗЕМНОЙ УЛИТКИ, ДЕНИСОВ-УРАЛЬСКИЙ, НАЧАЛО 20 ВЕКА  Источник изображения: bonhams.com
ТОНКО ВЫРЕЗАННАЯ ИЗ ТВЕРДОГО КАМНЯ ФИГУРКА НАЗЕМНОЙ УЛИТКИ, ДЕНИСОВ-УРАЛЬСКИЙ, НАЧАЛО 20 ВЕКА Источник изображения: bonhams.com

-10

Гиппопотам читателям уже известен, публикую его с коробочкой Денисова-Уральского

Вырезанный из топаза цвета шампанского, сидящий бегемот с раскрытой пастью, обнажающей ряды золотых зубов
Вырезанный из топаза цвета шампанского, сидящий бегемот с раскрытой пастью, обнажающей ряды золотых зубов
-12

Кот - в вышей степени оригинальная и великолепная работа!

-13

В 20-х - 30-х годах люди часто расставались со старыми вещами просто для того, чтобы выжить. Таково тяжелое наследие послереволюционной России. Предметы с драгоценными металлами тогда принимались на лом, если на них не было клейма Фаберже и это были вещи, изготовленные позднее 18 века.

То есть изделия 19 и начала 20 века шли в лом - вещи просто уничтожались. Когда начинаются разговоры о том, что большевики от вынужденной ситуации распродавали награбленное, я хочу узнать - а уничтожали произведения искусства, работу ювелиров и мастеров они из каких соображений?

-14

Денисов был одним из пропагандистов, популярного при дворе, камня аквамарин и успешно занимался его поставкой.

Уральские аквамарины пользовались бешеной популярностью, нежно-голубые, чистые камни идеально подходили к модным в то время – длинными белыми платьям, на фоне которых рубины, изумруды и сапфиры выглядели слишком контрастно.

Редкое русское ожерелье и кольцо с аквамарином в стиле модерн, Санкт-Петербург, ок. 1910 г.
Редкое русское ожерелье и кольцо с аквамарином в стиле модерн, Санкт-Петербург, ок. 1910 г.

Одну из выставок Денисова-Уральского посещали Николай II, Мария Федоровна и великие князья. Такой визит демонстрировал одобрение императорским домом данного направления деятельности.

Старинный русский кулон с аквамарином портретной огранки
Старинный русский кулон с аквамарином портретной огранки

Согласно архивным документам, у Денисова активно покупали многие члены императорской семьи, но Первая мировая война свернула заказы, а последовавшая революция вынудила его не возвращаться в страну.

-17

Алексей Кузьмич Денисов (19 (6) февраля 1864, Екатеринбург - 1926, Выборг) — русский живописец и камнерез. Родился в Екатеринбурге, в семье Матрёны Карповны и Козьмы Осиповича, потомственного резчика по камню. Насколько удалось установить, род камнерезов и знатоков уральских недр Денисовых известен с деда художника – горнозаводского крестьянина-старообрядца Осипа Денисова. Его сын Козьма более двадцати лет проработал в шахтах Березовского завода, потом переехал с семьей в Екатеринбург, где родился сын Алексей.

Картины Уральских гор Денисова - передают суровую красоту этого края!
Картины Уральских гор Денисова - передают суровую красоту этого края!

С юных лет Алексей осваивал тонкости камнерезного дела.

В конце 1880-х годов мастер-камнерез и художник-самоучка отправляется покорять Северную столицу, имея за плечами опыт участия в крупных национальных и международных выставках в Москве (1882), Екатеринбурге (1887), Копенгагене (1888), Париже (1889).

Преодолевая трудности и лишения, он осваивает искусство живописи и акварели в Рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств.

По примеру писателя Мамина-Сибиряка, в 1900 году Денисов добавляет к своей фамилии столь важный для него топоним – «Уральский».

-19

Его ценили даже конкуренты за его способность выбирать только лучшие огранки из огромного изобилия запасов полудрагоценных камней в России, а Агафон Фаберже позже прокомментировал, что «он выбирал лучшие камни, и его цены для нас не были незначительными».

Соревнуясь с Карлом Фаберже за императорские заказы на скульптуру из твердого камня, в 1912 году фирма переехала в помещение на престижной Большой Морской улице, почти напротив Фаберже.

Картина "Первый снег" написана с натуры в труднодоступном месте Уральских гор
Картина "Первый снег" написана с натуры в труднодоступном месте Уральских гор

Октябрьская революция застала художника на даче в местечке Уусикиркко, где он оправлялся от подточивших здоровье тяжелых потерь – смерти столь близкой ему матери и трагической гибели единственного сына.

-21
  1. В начале 1918 года Денисов-Уральский, как и многие жители дач на Карельском перешейке, оказался в невольной эмиграции на территории независимой Финляндии.

В последние годы написал серию картин, посвященных Уралу, и работал над рельефной лепной картой «Уральский хребет с птичьего полета».

В мае 1924 телеграфировал Уральскому обществу любителей естествознания о готовности передать 400 полотен, обширную коллекцию минералов и изделий из камня в дар городу Свердловску.

Судьба и местонахождение большей части этого дара неизвестны.

-22

Одну из его картин, посвящённую пожарам на Урале, в американской пивоварне (!!!) увидит американский исследователь Роберт Уильямс.

Он заинтересуется историей появления картины на американском континенте. В результате напишет книгу «Русское искусство и американские деньги. 1900 — 1940»

-23

В 1926 году, мастер был похоронен в православной части выборгского кладбища поселка Ристимяки, могила уничтожена в годы Второй мировой войны.

Если вы не видели работы мастера из первой статьи о нём, смотрите здесь: