Найти тему
первый по истории

Вместо рук культи с ножами. История легендарного воина

Гальварино глазами художника
Гальварино глазами художника

Арауканы, они же мапуче (люди земли) — индейский народ, проживающий на территории Южной Америки.
Конкистадоры на протяжении 260 лет воевали с мапуче, но так и не смогли подчинить себе. При этом Мадрид потерял немало в живой силе и понес значительные финансовые убытки. Правительству Чили лишь в 1883 году удалось усмирить индейцев, но они не признали себя побежденными. И сегодня по-прежнему идет борьба за права владения землей и культурного наследия предков.
Мужчины-мапуче занимались охотой и собирательством. Женщины — гончарством, ткачеством, сельским хозяйством. При этом являлись эталоном обеспеченности: количество жен показывало уровень богатства. Это порождало вражду между кланами.
У народа был обычай — «прокулон»: у именитого пленника, убитого ударом дубины, в торжественной обстановке извлекали сердце и публично съедали. Считалось, что так храбрость казненного переходила к ним.
Но это не означает, что они были людоедами.
Несмотря на лишения и страдания, которые приносили бесконечные войны, арауканский народ мужественно сражался с европейскими захватчиками. В сражениях рождались свои герои. Особенно почитаем среди них Гальварино.
При Лагунилласе 8 ноября 1557 года произошло сражение, в котором испанцы, прибегнув к хитрости, одержали победу. Индейцы лишились более трехсот человек, еще сто пятьдесят попали в плен. Среди них был Гальварино.

Маркиз Гарсия Хуртадо де Мендоса, стоявший во главе конкистадоров, вовсе не планировал брать кого-либо в заложники. Замысел состоял в устрашении и наказании несговорчивого племени. Каждому из полторы сотни плененных причиняли увечья: одним отрубали правую руку и нос, другим обе руки. Не всякий выживал после этого. Тех, кто все же выдерживал муки, выпроваживали домой, чтобы были примером для соплеменников, намеревавшихся и дальше противиться новому режиму.

Наказание воинов Мапуче
Наказание воинов Мапуче

Гальварино лишился кистей рук. Раны его прижгли или раскаленным железом, или порохом, после чего вместе с другими отправили восвояси. У него получилось дойти и рассказать вождю Кауполикану о поражении и продемонстрировать результаты «гостеприимства» подлых испанцев. Наперекор желаниям маркиза Гальварино не стал ужасом для единоземцев. Для них он был инспиратором и олицетворением мести.
До этого совет старейшин раздумывал о целесообразности продолжения противоборства, подумывал о перемирии. Но Гальварино был убедительным и непоколебимым: никаких переговоров. Только месть — единственное возможное оружие. Мендос непременно должен попасть к ним, а затем подвергнут «прокулону».
То, с каким непреодолимым вожделением расплаты говорил Гальварино, не оставило у Кауполикана ни малейшего сомнения в необходимости продолжать борьбу.
Он назначил героя командиром «полка», отдав в подчинение шестьсот самых опытных воинов. Но «комполка» не хотел прятаться за спины своих солдат и быть простым наблюдателем. Он распорядился привязать к своим культям по лезвию внушительных размеров. При этом мастерски управлял лошадью, зажав вожжи в зубах.
Каждый бой становился для Гальварино призывом к борьбе. Он искал для себя героической гибели. Раз за разом шел в атаку. Но европейская военная подготовка конкистадоров не могла сравниться с самоучками-индейцами.
Последняя битва легендарного индейца произошла при Милларапуе. Двадцатитысячное войско мапуче напало на шестьсот испанцев, остановившихся в лагере. Но удача снова отвернулась от боевого народа: три тысячи человек смертельно ранено, восемьсот взято в плен, в том числе и Гальварино.
На этот раз испанцы решили раз и навсегда покончить с бесстрашным врагом. Они бросили его в яму с голодными псами, которые разорвали тело на куски.
Пусть это и глупая смерть, но она показала и врагу, и потомкам, что в каждом оскорбленном воине живет огромная сила и несгибаемый дух.

Спасибо за то что дочитали статью до конца. Если вам понравился данный материал то оцените статью лайком и подпиской на канал чтобы первыми быть в курсе выхода новой статьи.