Даосизм по популярности, наверное, уступает дзэн-буддизму, но основные философские его категории мы используем везде, правда в таком опопсевшем ключе. Всем известно само слово - «Дао», слово «Путь», да и категориями «найти свой Путь», «найти свое Дао», в свое время не пользовался только ленивый.
На самом деле, далеко не каждый уже может вспомнить, а уж точно, разъяснить эту категорию, в ее изначальном философском плане, да и входит в нее уж больно обширная категория культурных феноменов, начиная от «поиска Истины», заканчивая обретением некой «Вселенской гармонии».
На русском языке внятных разъяснений даосизма не так много. Виногродский, Малявин, наиболее известные специалисты, но они транслируют тот Китай, который у них существует в их реальности. Малявин крутой специалист, один из лучших, но однако, увлекшийся постмодернистими приемами повествования, однажды он стал понятен, только узкому кругу специалистов, а иногда только самому себе.
Однако не будем забывать, что его "Конфуций" или "Сумерки Дао" даже сами китайцы уважают.
Виногродский вообще говорит не о Китае, а о каком-то Зазеркалье, в котором разбирается только он один. Понять Китай или китайцев вы не сможете через его труды, да и такого Китая и таких китайцев, уж точно сейчас нет.
Но есть еще и труды Е. Торчинова. Его повествование более академичны. У Торчинова был один грешок, он нет, да и окунется в какой-то мистицизм, в какие-то дородовые воспоминания, но все это не мешает общему научному тону. По мнению многих, Торчинов, это более понятный и более рациональный специалист по Востоку. Да и его труды настолько подробны и структурированы, что по ним можно смело изучать курс по даологии или будоллогии.
Что такое Дао?
Как писал Е. Торчинов в своей книге «Даосские практики. Путь золота и киновари» - «Оказавшись в городе Тяньцзине, например, вы увидите что там улицы обозначаются нестандартным китайским словом Цзе, а именно словом Дао. Таким образом, Дао практично и прагматично, оно есть не только истина, но и сам поиск истины, а также способ, благодаря применению которого истину можно найти».
Даосизм - не учение только о Пути или методе его приобретения. Это и Путь и Метод, и Результат, и само Обретение, и Отказ от всего этого.
Чтобы понять, для чего нужен пресловутый метод обретения Дао, можно вспомнить знаменитую историю, когда даосский бессмертный решил наградить дровосека, согласившись выполнить любое его желание. Дровосек попросил золота. Когда даоссский бессмертный коснулся пальцем предмета, сделав его золотом, дровосек сказал, что передумал и теперь хочет его палец.
Вот таким пальцем и предстает даосизм. Правда вот кроме этого пальца многие ничего не видят больше, поэтому тут вспоминается другая история, но уже дзэнская, в которой показывая на Луну мудрец ругает ученика, что тот смотрит на палец, а не на саму Луну.
Бессмертие тела, но не бессмертие души
Сразу надо понимать, что разговор о Дао, о душе и прочих духовных феноменах, это не разговор, а о современном Китае или о Китае повседневном, Китае бытовом. Это, все равно, если бы русскую традицию и русского человека измерять балетом, Достоевским или Чеховым. Большинство русских и балет не смотрели никогда. Но есть некие культурные атрибуты, то что определяет и формирует культуру традицию. Вот о такой традиции мы сейчас и говорим.
Для даосизма характерно обретение бессмертия и бессмертия именно телесного. У даосов даже были свои комплексы упражнений, своя алхимия и сексуальные практики. Правда алхимия заключалась в другом, в отличие от европейских коллег, даосы не искали пути превращения простых металлов в золото, а искали способ стать бессмертными.
Отсюда и многочисленные образы летающих персонажей в фильмах про кунг-фу. Ведь получивший бессмертие или какие-то прочие сверхъестественные атрибуты, зачастую терял вес тела и мог улететь на Луну.
Для традиционной китайской культуры нехарактерна вера в бессмертие души. Реальным признавалась некая психофизическая целостность живого существа. А сам дух воспринимает вполне себе материалистически. Все мы слышали о Ци. Истоки иероглифа, по мнению, некоторых специалистов, лежат в обозначении пара над готовящемся рисом.
После смерти Ци рассеивалось в природе.
Много душ и шаманы
В древности именно китайский шаманизм стал одним из предтечей даосизма. Но не стоит путать даосизм как философскую систему и ранние китайские агрокульты.
Как не стоит сравнивать ранний буддизм при Гаутаме и поздние дома того же китайского чань-буддизма.
Так что же даосизма и его учение о душах? Именно о душах.
От архаического шаманизма даосизм перенял учение о множественности душ - животных (по) и мыслящих (хунь).
Отличительная черта даосизма от многих иных религиозных учений в том, что к телу обращено большое внимание, так как тело - связующая нить всех этих душ.
Смерть тела приводит к разъединению и гибели души.
В древности большое внимание было обращено к долголетию (шоу), а значит и способам его продления.
Позже уже появляется учение о бессмертных, вера в то, что в океанах существуют острова, населенные бессмертными.
Доходило до того, что один из китайских императоров Цинь Ши-хуан (III в. до .н.э.) снаряжал морские экспедиции, чтобы отыскать такие острова.
Даосское учение плотно переплелось с обретением бессмертия, а так же приобретением сверхспособностей, в результате этого. Отчасти и вера в некие мистические практики в боевых искусствах, приобретение невиданных возможностей, связана с этим культом.
"Хон Гиль Дон" фильм корейский, но полностью воплотивший в себе архаичные представления о неких суперспособностях, которые может получить адепт особых практик
В подготовке статье принимал участие Н. Сокиркин