Вспоминаем яркие страницы первых пятилеток. Здесь и легендарные полесские болота, и наши поэты, и Красная армия, и мелиорация, и трактора, и героическая история страны. Коммуна… не парижская, а любанская, воспетая Янкой Купалой в его поэме "Над ракою Арэсай".
Ныне центр Коммунарского сельсовета, до войны большая, крепкая деревня, которую населяло около двух тысяч жителей. Сейчас, как утверждает заместитель директора ОАО "БВО" Михаил Дудик, здесь проживает около 600 человек.
- Это еще не Полесье? - спрашиваю тут же по приезде.
- Почему? Именно здесь начинается Полесская низменность, - улыбается Дудик.
С точки зрения географии, так оно и есть. Но у краеведов свои резоны.
- Мы на пограничье, - уточняет библиограф Любанской районной библиотеки Ирина Гиль. - Мы как бы и Полесье, и центральный регион. У нас особенная культура.
Толчком для командировки на Любанщину стал звонок от минской приятельницы Татьяны Эрдман:
- Мой дед Эммануил Натанович Модин был организатором и первым председателем той самой коммуны, о которой писал Янка Купала.
Но интервью не получилось.
- У меня нет того объема знаний, который был бы интересен. Лишь обрывки, услышанные в детстве. Когда дед умер, я училась в третьем классе, - с сожалением произнесла Татьяна.
"Мы как бы и Полесье, и центральный регион. У нас особенная культура".
Но эта история сама по себе распаляла журналистское воображение, а Модин с товарищами виделись титаническими фигурами из купаловской поэмы:
Вясной з'явілася іх сем
Свет новы будаваць,
А восенню прыйшло яшчэ
Іх семдзесят і пяць.
Так в 1929 году возникла коммуна имени Белорусского военного округа, сокращенно БВО. Это название местное хозяйство носит и теперь, несмотря на все реорганизации. Не терять же в самом деле нажитую славу и орден Ленина (колхоз "БВО" удостоился его в 1940 году).
"Між топкіх багнішчаў"
До мелиорации болота занимали около 14 % территории современной Беларуси, это около 2940 тыс. гектаров. По подсчетам экологов, сегодня осталось 869 тыс. Да, меньше стало простора для болотных прогулок европейских туристов. Зато широкой грудью вздохнуло наше Полесье, веками выживавшее на песчаных лесных островах средь низовых непроходимых болот.
- Урочище Забервечье, а дальше болото зеленое, - рассказывает Лидия Сулим, директор музея мелиорации в д. Коммуна, первая в любанском районе женщина-тракторист. - Летом на челнах, зимой, когда замерзнет, - на санях. Иначе никак.