Время безжалостно разрушает произведения искусства, но однажды придёт реставратор и всё исправит.
Художник Константин Маковский написал картину «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» в 1869 году. В 1897 году она поступила в Русский музей в Санкт-Петербурге, с тех пор хранится там. Размеры внушительные: 215 x 321 см. Холст, масло. 150 с лишним лет – солидный возраст. Состояние у этой картины сложное, требуется комплексная техническая реставрация. Работы реставраторам предстоит много.
Царапины, потёртости, прорывы
Картина покрыта царапинами и потёртостями, в некоторых местах утрачен красочный слой, есть прорывы. Раньше картину уже пытались реставрировать: устраняли имеющиеся недостатки, натягивали холст, расклинивали подрамник. Но из-за такого вмешательства стало только хуже. Холст ослаб и провис, образовались изломы и кракелюр. Сейчас реставраторы собираются устранить все изъяны и придать картине тот вид, который художник задумал изначально.
Раму картины тоже заменят. Сохранилась оригинальная рама, состояние которой настолько плачевное, что в 2010 году её заменили на другую, временную. Сотрудники Русского музея рассказали журналистам, что на раме есть сколы и трещины, пострадал лепной и резной декор, от золочения мало что осталось. Реставраторы всё расчистят, укрепят, подправят, и будет старая рама как новая.
Широкая Масленица
Когда зима встречается с весной, русские люди устраивают Масленичные гуляния. Гуляют на широкую ногу – целую неделю пекут блины, ходят в гости, принимаю гостей, катаются на санях, сжигают чучело, веселятся от души. Этой любимой в народе традиции много веков, она сохранилась по сей день. Как раз такой праздник изобразил художник Константин Маковский на картине «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге».
Многофигурная композиция – так искусствоведы характеризуют картину Константина Маковского на масленичную тему. Действительно на картине много фигур: горожане победнее и побогаче, в тулупах и шубах, взрослые и дети, полицейские и торговцы, артисты и зеваки. Картину интересно разглядывать, скользя взглядом от одной фигуры к другой. Действие разворачивается на городской площади, художник показывает зрителям частичку жизни Петербурга второй половины XIX века.
Пиар и преемственность поколений
Сотрудники Русского музея знают толк в пиаре. Для того, чтобы сделать объявление о предстоящей реставрации пригласили журналистов разных изданий, всё показали и рассказали, ответили на вопросы, познакомили с реставраторами и спонсором ПАО «Газпром», разрешили фото- и видеосъёмку. Получилось что-то вроде светского приёма. В результате такой подход сработал лучше, чем сухой пресс-релиз, разосланный в электронном виде по редакциям СМИ.
Важно отметить, что в ходе реставрационных работ сотрудники Русского музея устроят мастер-классы для студентов профильных вузов. Будут воспитывать новое поколение реставраторов. Учебников и теории недостаточно, молодёжи нужна практика. Петербургская школа реставрации живописи хорошо известна, к счастью, есть кому продолжать славные традиции.
После завершения необходимых работ картину вернут из реставрационной мастерской обратно в экспозицию Русского музея. Обещают успеть к Масленице.
Поддержите статью лайками и комментариями.
Подпишитесь на канал здесь.
Несколько ссылок на мои статьи о живописи, почитайте: