Многие из нас — даже те, у кого всё в целом благополучно, те, кто вкусно кушают и сладко спят, замечали, что мы существуем в довольно мрачном, сложном и несправедливом мире. И это мнение появилось, конечно, не сегодня и не вчера. Люди испокон веков видели, что вокруг творится очень много нехороших вещей. Таких нехороших, что иногда, честное слово, жить становится тошно и грустно.
Поэтому европейская общественность в своё время была так ошарашена заявлением немецкого философа Готфрида Вильгельма Лейбница (1646 – 1716) о том, что мы живём в лучшем из миров. Не просто в хорошем или «так себе, но сойдёт под пивко», а в лучшем!
И ведь ладно, если бы это заявила какая-нибудь семнадцатилетняя романтическая девица. Но ведь это сказал один из умнейших людей мира, не только философ, но и гениальный логик, математик, физик и изобретатель.
Готфрид Вильгельм, дружочек, ты что, разве не видишь реальное положение дел? Может, ты выиграл в лотерею? Или влюбился по уши? Или каким-то другим способом нацепил розовые очки? Поэтому тебя и понесло.
Впрочем, давайте не будем обвинять Лейбница в неуместной экзальтации и лучше не спеша разберёмся, в чём дело.
Лейбниц обосновал своё заявление очень просто: «Бог — совершенный творец, а значит созданный им мир тоже должен быть совершенным».
Это логично.
Но сразу же возникает вопрос: если наш мир — лучший, то почему в нём так много зла? Почему всемилостивый, добрый и благой Бог посчитал, что лучший мир — это мир со злом? Люди убивают, грабят, насилуют друг друга. Кругом ненависть, зависть, подлость, ложь... Содом и Гоморра, а не лучший мир.
На это Лейбниц возражал: не надо путать две большие разницы — мир с уже «готовым» злом и мир с возможностью зла.
— Какой мир, по-вашему, более совершенен, — спрашивает Лейбниц, — мир, где нет свободы воли или где она есть? Ответ очевиден: тот, где она есть. Мир, где нет свободы воли, — это убогий мир механических кукол; ни у одного человека язык не повернётся назвать такой мёртвый, тупой мир «лучшим». Поэтому свобода воли необходима. Но проблема в том, что свобода подразумевает возможность злоупотребить ею — иначе какая же это свобода. Вот и получается, что мир создан совершенным, просто люди так активно и самозабвенно реализуют содержащуюся в нём возможность зла, что волосы дыбом встают...
Напрашивается ещё один вопрос: а если в раю всё благостно и мирно, значит ли, что там Бог как-то отключает людям свободу воли?
— Рай устроен точно так же, как и земной мир, — отвечал Лейбниц. — То есть в раю точно такая же полная свобода воли. А мирно и спокойно в раю потому, что там просто-напросто нет людей, которые способны воспользоваться свободой во зло.
Согласитесь, звучит очень красиво, но, с другой стороны, заставляет крепко задуматься. Мы-то надеемся, что нас возьмут в рай, даже если мы... эээ… не совсем хорошие люди.
А Лейбниц, по сути, говорит следующее: если ты чувствуешь, что не можешь удержаться от злых поступков, то в рай ты не попадёшь, ибо в раю тебе никто связывать руки не собирается — ведь там, как и здесь, полная свобода воли. Поэтому, если ты привык пользоваться свободой не только для добрых дел, но и для всякого непотребства — то ты в раю... просто не окажешься.
Ох, как больно это слышать. Ведь каждому из нас кажется, что здесь нам конечно трудно быть честными, милосердными и добрыми, но в раю нам кто-то поможет стать лучше!
Нет, никто помогать не будет.
Если ты хочешь туда попасть — то становись честным, милосердным и добрым уже здесь и сейчас, в этой жизни. Иначе — никак.
* * *
Мои книги по психологии и философии можно приобрести во всех серьёзных книжных розничных и интернет-магазинах, например, здесь.