В Уральском федеральном университете проанализировали, как ключевые центры трубной промышленности Урала – Челябинск, Первоуральск, Полевской – реализуют стратегии развития креативной экономики, которая предполагает создание добавленной стоимости.
Автор исследований профессор УрФУ, ведущий научный сотрудник Института истории и археологии УрО РАН Константин Бугров выявил, что выбор стратегии в значительной мере определяется исторически сложившейся совокупностью материальных (производственные комплексы, инфраструктура) и нематериальных (историческая память, повествовательные образы и тексты продуктов. Этот исторический багаж Бугров определил как «дискурсивный запас».
Так, Северский трубный завод (Полевской) демонстративно подчеркивал и подчеркивает свою преемственность по отношению к «горнозаводской цивилизации» Урала, сохраняя цеха XIX века как культурную ценность и вдыхая в них новую жизнь.
«В этом веке предприятие претерпело капитальную реконструкцию, произошла смена технологий, оборудования, расширен ассортимент продукции. Вместе с тем оно расположено на площадке железоделательного завода, основанного в первой половине XVIII века, и унаследовало старинныемартеновские цеха. Они стали основой музейного комплекса «Северская домна» с доменной печью XIXвека, единственной сохранившейся в России и Европе. Таким образом, завод, освоивший трубноепроизводство в 60-х годах прошлого века, продляет свою биографию вглубь истории», –
рассказывает Константин Бугров.
По его словам, именно в 1960-е годы на Среднем Урале возник интерес к индустриально-культурному наследию. До тех пор к старым цехам относились не как к памятникам, сравнимым, к примеру, с монастырскими комплексами в западной и центральной частях страны, а как к архаичным постройкам, которые должны уступить место новым, просторным, светлым, технически совершенным.
«К 60-м годам в Свердловске сформировался широкий образованный класс. Отзывом на его интерес стало сохранение и изучение исторического наследия городов-заводов. Эту программу инициировал выдающийся архитектор, основатель и первый ректор Свердловского архитектурного института Николай Алферов. На месте металлургического завода, в 1723 году положившего начало Екатеринбургу, был создан Исторический сквер с музеями, памятниками и плотиной – первый объект креативной экономики на Урале. Примеру Свердловска последовал Полевской, где началась работа по созданию музейного комплекса «Северской домны». В Нижнем Тагиле под музей-заповедник горнозаводского дела в тот же период законсервировали целый металлургический завод, развивавшийся с первой трети XVIII века, крупнейший в металлургической «империи» династии Демидовых», – продолжает Константин Бугров.
В свою очередь, для Челябинского трубопрокатного и Первоуральского новотрубного заводов с тех же 1960-х годов основной стратегией самопозиционированиястала демонстрация производственного превосходства – индустриального гигантизма, авангардности и своеобразного технологического героизма, связанного с уникальными проектами в атомной и космической отраслях, выпуском труб большого диаметра и обращенного в будущее.
«Сегодня ЧТПЗ и ПНТЗ объединены проектом «Белая металлургия», который, как антипод «черной» металлургии, отличается использованием самых современных технологий, высокой производственной культурой и экологичностью, прогрессивным дизайном производственных помещений. Однако фундамент «белой металлургии» был заложен более полувека назад: уже тогда заводчане работали в белых халатах, а заводские территории были украшены оранжереями, аллеями и газонами. Так что на самом деле проект «Белая металлургия» является продолжением тренда, который именно на этих предприятиях сложился достаточно давно», – объясняет Константин Бугров.
По его словам, ЧТПЗ и ПНТЗ (которые, как и Северский завод, входят в состав Трубной металлургической компании) – пока единичные подобные примеры, однако в целом за последние 10-12 лет у крупных металлургических компаний и предприятий Урала появился целый ряд проектов, направленных на развитие креативной экономики. В этом ряду – музейный комплекс военной и гражданской техники в Верхней Пышме (Уральская горно-металлургическая компания), программа реконструкции городского пространства в Карабаше (Русская медная компания), корпоративный музей группы «Магнезит» в Сатке, парк «Притяжение» в Магнитогорске (Магнитогорский меткомбинат).
«Еще не так давно главной целью реализации таких проектов было удержать от миграции местное население, прежде всего молодежь. Сегодня стоит другая задача – привлечь иногородние туристические потоки. Для этого необходимо благоустраивать общественные пространства, создавать и совершенствовать инфраструктуру гостеприимства – гостиницы, общепит, автопарковки и так далее. В отличие, например, от США, где креативная экономика «захватывала» пространства, оставленные промышленностью, у нас она развивается благодаря усилиям градообразующих предприятий. Поэтому в этих начинаниях необходимо учитывать позицию промышленных «тяжеловесов», которые способны не только оказать административную и материальную поддержку, но и обогатить проекты корпоративной мифологией, историей, риторикой, образами», – убежден Константин Бугров.
В последние два года внутренний туризм получил большое развитие. В этой сфере Урал испытывает острую конкуренцию с Москвой, Санкт-Петербургом и Золотым кольцом, Черноморским побережьем, Кубанью и Кавказом, Поволжьем, Сибирью и Дальним Востоком.
«Нам нужно ясно представлять, чем выделяться и чем удивлять. Креативное продвижение уральской «горнозаводской цивилизации», «стальных мускулов России», «опорного края державы» может стать уникальной туристической специализацией нашего региона», – считает Константин Бугров.
Пленарная дискуссия «Креативная реиндустриализация городов «второго эшелона» в условиях цифровой трансформации» была проведена в рамках гранта Российского научного фонда № 22-18-00679.
Справка
Разработка теории, поиск и классификация моделей креативной реиндустриализации ведется учеными УрФУ в рамках междисциплинарного проекта «Креативная реиндустриализация городов «второго эшелона» в условиях цифровой трансформации». Проект — один из победителей конкурса Российского научного фонда на проведение фундаментальных и поисковых научных исследований в 2022-24 годах. Задача исполнителей проекта — проанализировать, как в индустриальных городах «второго эшелона», в том числе в моногородах, под влиянием цифровых технологий развивается процесс креативной реиндустриализации. Идея исследования возникла в процессе работы его участников в команде исполнителей стратегического проекта «Благополучие человека в условиях цифровой трансформации», который реализуется в УрФУ согласно программе академического лидерства «Приоритет-2030».
В ноябре в УрФУ в рамках XVII Международной конференции «Российские регионы в фокусе перемен» состоялся круглый стол «Креативная реиндустриализация городов второго эшелона». Эксперты рассматривали теоретические аспекты, государственную экономическую политику и поддержку развития креативных индустрий, а также успешные практики реализации проектов развития креативных индустрий в малых и средних городах. В дискуссии принимали участие представители Москвы, Томска, Кемерово, городов Свердловской области (Полевского, Сысерти и Нижнего Тагила). Организаторами конференции выступили Институт экономики и управления УрФУ, аналитический центр «Эксперт» и деловой журнал «Эксперт-Урал» при информационной поддержке Российской ассоциации бизнес-образования.
УрФУ — один из ведущих вузов России со столетней историей, один из лидеров программы «Приоритет–2030», № 1 в стране по объемам приема. Расположен в Екатеринбурге — столице Всемирных летних студенческих игр 2023 года, городе-победителе отбора Правительства России на создание университетских кампусов. Вуз выполняет функции проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (НОЦ).
УрФУ оперативный — в телеграм.