Сумеречное веселье
Хрустнула под ногой засохшая ветка, напуганная ночная птица тяжело пролетела вглубь кладбища. Но никакие звуки не отвлекли сосредоточенно повторяющего слова свадебного обряда юного английского джентльмена Виктора, неуловимо напоминающего утонченными чертами лица раннего Джонни Деппа. И только когда из могилы полезло нечто в белом одеяния, норовящее прильнуть гниющими губами к ланитам сына рыботорговца. Тим Бертон представляет. Добро пожаловать в кукольную готику.
Куклы, конечно, могут быть и страшные. Чаки, Аннабель, Билли из «Пилы». Да и Буратино ещё в детстве я доверял с большими оговорками. Но у Бертоновских творений – обратный эффект: чем мертвее, тем милее. Даже готическая невеста, напрямую обозванная Трупом куда привлекательнее невесты Виктории, вежливо изображающую моль бледную. Что уж говорить про уродливых родителей с обеих сторон и беспринципного убийцу, чьей смерти радуется вся зрительская аудитория 12+. А к костям, прикидывающимся собачкой и отвязным скелетам у нас куда более благоприятное отношение. Разве что даже создатель «Сонной лощины» и «Битлджуса» не смог заставить полюбить опарыша. То и дело выползающего из-за глазного яблока, ну, может, это так и задумано было.
Серый день, серая ночь. Чем меньше красок, тем больше шансов пробить панцирь пресыщенного зрителя. Мы любим щекотать себе чувства легкими страшилками, при условии персональной безопасности. Викторианская эпоха, романтика Мари Шелли, Брэма Стокера или Вашингтона Ирвинга – это не стивенкинговское зло из канализации, им приятно попугать себя, держа в руке чашечку ароматного капучино. Не банальная мелодрама же про нищих аристократов, вступающих в мезальянс с нуворишами-плебеями. Не очередная сказка про золушку-принцессу. Гламурно, стильно, и пообсуждать не стыдно. Тим Бертон и стоящие в его тени продюсеры попали в цель. Хоть и рекордов по прибылям и не получили. И это есть хорошо. Режиссер, правда, по инерции ещё проскочил в похожий «Франкенвини», но финансовый компас вернул его в кино с живыми (относительно) актерами.
А когда декорации пасмурные, тянет пофилософствовать. Можно нырнуть в омут вечного вопроса – есть ли жизнь после смерти. Можно перебросить мостик к проблеме, для чего мы вообще живем на свете, и что нужно сделать, чтобы на финише рассыпаться бабочками. Хорошо ли на цивилизованном западе, где каждый твой шаг комментирует городской глашатай в стиле «Петрович опять облажался на корпоративе». Почему свадьба и поминки отмечаются похожими обрядами, недаром даже на венчании упоминают про смерть-разлучницу. Что лучше – быть практичным или витать в облаках по жизни. Одобряет ли господь бог потусторонние связи. И еще авоська вопросов, которые обычно не задают после просмотра детского мультфильма. Или недетского? Не пей вина, Гертруда. Генерал Бонсапарт. Вороны то ли Эдгара По, то ли Альфреда Хичкока. С каждым пересматриванием все больше вопросов, чем ответов.
Многие из нас любили в своё время слушать страшилки, укутавшись в одеяло. Но жить лучше всё-таки ясным солнечным днем. Поэтому, хоть тёмная сторона и привлекает своей мистической необычностью, не будем притягиваться к потустороннему. Возможно, со временем, оно придёт к нам само. А творчество Тима Бертона пусть остаётся страшной, но милой сказкой. И не более. Мрачные тени хороши на минутку сна, а, проснувшись, хочется добра и света.