Найти тему

ЭГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ - как термин не заучить, а понять? Как вспомнить термин на экзамене или как его воспроизвести без зубрежки?

1. Человек и общество.

Join conversation

1.Общество как форма жизнедеятельности людей.

Общество – динамическая система. Системные качества общества: целостность, динамичность, историчность, открытость, иерархичность.

Существует понятие общество в широком и узком смысле.

В широком смысле: Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая все способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Под обществом в узком смысле понимается:

-Определённый этап человеческой истории (средневековое общество)

-Объединения людей с общими целями и интересами (цветоводы)

-Население страны, государства (российское общество)

Различают следующие типы обществ:

- Традиционное (аграрное): преобладает сельское хозяйство, ремесло, община, религия, нет мобильности

- Индустриальное: массовое производство, промышленность, товарно-денежные отношения, урбанизация, массовая культура индивидуальность, мобильность

- Постиндустриальное (информационное): Информация, сфера услуг, наука, индивидуализация производства.

Важнейший компонент общества – социальный институтисторически сложившаяся форма организации людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их деятельность и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности. Социальные институты: собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и воспитания, наука, СМИ и т.д.

Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему.

Глобальные проблемы современности – комплекс общественных и природных противоречий, затрагивающий весь мир в целом. Являются показателем целостности и взаимосвязи современного мира, создают угрозу человечеству, требуют объединения усилий для решения.

Главные проблемы:

1. Экологическая: загрязнение, вымирание видов, «озоновые дыры» и т.д.

2. Демографическая;

3. Проблема безопасности и предотвращения мировой войны;

4. Проблема ресурсов;

5. Проблема «Север-Юг»: развивающиеся и высокоразвитые страны.

2. Взаимодействие общества и природы.

Общество неразрывно связано с природой, в отличие от неё общество не может существовать отдельно.

Типы отношений общества и природы:

Гармоничные – получение обществом из природной среды необходимых вещественных и энергетических ресурсов.

Конфликтные– загрязнение воздуха, водоёмов, бесконтрольное расходование минеральных ресурсов.

Таким образом, взаимодействие общества и природы носит противоречивый характер.

3. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

В структуре общества 4 сферы (подсистемы):

1. Экономическая - материальной производство и производственные отношения.

2. Политическая - политика, государство, право, их отношения и функционирование, СМИ, армия.

3. Социальная – отношения между классами, группами, нациями и т.д.

4. Духовная – формы общественного сознания: религия, мораль, наука, искусство

Все сферы общества (экономическая, политическая, социальная, духовная) тесно взаимосвязаны.

4. Биологическое и социальное в человеке.

Человек – биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле.

Биологическое начало: анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме (питание, дыхание, сон и т.д.)

Основные отличия человека от животных:

- Человек способен производить орудия труда, использовать их;

- Человек обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью;

- Человек способен к целенаправленной творческой деятельности;

Только для человека возможна самореализация личности.

Потребности – недостаток в чём-либо необходимом для поддержание жизнедеятельности организма.

Виды потребностей:

-Биологические (питание, вода, самосохранение, продолжение рода и др.)

- Социальные (общение, самореализация и др.)

-Духовные (вера, творчество)

Задатки – природная предрасположенность человека к тому или иному виду деятельности.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит успешное выполнение определённой деятельности.

Талант – уровень развития способностей, который позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и значимостью.

Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной области.

ЧТО ВЫДЕЛЕНО ЦВЕТОМ?
ЧТО ВЫДЕЛЕНО ЦВЕТОМ?

5. Личность, особенности подросткового возраста.

Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние) от других людей.

Личность – совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения.

Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

В момент рождения человек – индивид. Личностью становится в процессе социализации.

Красным цветом выделен родовой признак, который определяет термин как сущность: Индивид - это представитель человеческого рода, синим и зеленым цветом выделены два видовых признака, которые раскрывают функционал понятия, раскрывают шире чем родовой признак, дополняют его. Родовой признак отвечает на вопрос ЧТО? Индивид - это ЧТО? КТО? представитель, видовые признаки отвечают на вопросы: ДЛЯ ЧЕГО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? Когда мы пытаемся на экзамене вспомнить как сформулировать термин, необходимо вспомнить ответы на данные вопросы и термин легко можно будет сформулировать. Таким образом: Индивид - это КТО? ЕДИНИЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА, ЧЕМ ОБЛАДАЕТ? обладает набором природных свойств, качеств и тд. При подтягивании в ответе видовых признаков можно вспомнить изученное и ответить своими словами, раскрыть смысл понятия, не зазубривая его.
Красным цветом выделен родовой признак, который определяет термин как сущность: Индивид - это представитель человеческого рода, синим и зеленым цветом выделены два видовых признака, которые раскрывают функционал понятия, раскрывают шире чем родовой признак, дополняют его. Родовой признак отвечает на вопрос ЧТО? Индивид - это ЧТО? КТО? представитель, видовые признаки отвечают на вопросы: ДЛЯ ЧЕГО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? Когда мы пытаемся на экзамене вспомнить как сформулировать термин, необходимо вспомнить ответы на данные вопросы и термин легко можно будет сформулировать. Таким образом: Индивид - это КТО? ЕДИНИЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА, ЧЕМ ОБЛАДАЕТ? обладает набором природных свойств, качеств и тд. При подтягивании в ответе видовых признаков можно вспомнить изученное и ответить своими словами, раскрыть смысл понятия, не зазубривая его.

Процесс социализации продолжается всю жизнь.

Первичная социализация: агенты (родственники, учителя) и институты социализации (семья, школа).

Вторичная социализация: агенты (коллеги, преподаватели, должностные лица) и институты (ВУЗы).

Особенности подросткового возраста:

-Психологические изменения

-Физиологические изменения

-Развитие мышления

-Формирование самосознания

-Формирование мировоззрения

-Полярность мнений и поведения

-Чувство взрослости

КРАСНЫМ цветом - выделен родовой признак, синим и зеленым видовые.
КРАСНЫМ цветом - выделен родовой признак, синим и зеленым видовые.

Записывайтесь на занятия по подготовке ЕГЭ обществознание, история. Научу легко понимать и воспроизводить понятия.

6. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).

Деятельность – особая форма взаимодействия человека с окружающим миром.

Структура деятельности включает в себя:

Мотив——цель—— средства——действия——результат + Объект +Субъект

Субъект деятельности – это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество).

Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность

Мотив – материальный или идеальный предмет, который побуждает к действию.

Цель – осознанный образ ожидаемого результата.

Результат – это конечный продукт деятельности.

Труд – это вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.

Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – отдых, развлечение.

Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

7. Человек и его ближайшее окружение, межличностные отношения, общение.

Малая группа – немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных контактах.

Признаки малой группы:

-Наличие общей цели;

-Совместная деятельность;

-Личное взаимодействие членов группы;

-Длительность существования;

-Добровольный характер

-Определённый эмоциональный фон.

Различают следующие типы малых групп:

-Условные (нет постоянных контактов)

-Реальные (постоянные контакты)

-Естественные (складываются сами по себе)

-Формальные (официальные)

-Неформальные (неофициальные)

Межличностные отношения – это отношения между двумя и более отдельными индивидами.

Межличностные отношения бывают формальные (переговоры о приеме на работу, беседа директора с родителями ученика, отношения между должностными лицами в служебное время и т.д.) и неформальные (вечеринка друзей, поездка с приятелями на пикник, знакомство с соседом и т.д.).

Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности.

Через общение человек:

- получает знания об окружающем мире

- происходит передача опыта

- усваивает культурные и нравственные ценности, которые выработало человечество

- усваивает правила и нормы поведения

- учится оценивать поступки других людей

- формирует личные качества: принципиальность, отзывчивость, честность, доброту и др.

8. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Межличностный конфликт – особое явление, выражающееся в столкновении интересов, мнений, взглядов отдельных людей.

Причины конфликтов:

- Неумение контролировать эмоции

- Негативные чувства (зависть, корысть)

- Невоспитанность

- Различные ценностные ориентации

Стратегии поведения в условиях конфликта:

- Избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её

- Приспособление – сглаживание противоречий в ущерб своих интересам

- Соперничество – открытая борьба за свои интересы

- Компромисс – урегулирование разногласий путём взаимных уступок

- Сотрудничество – совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.

Записывайтесь на занятия. Научимся конспектировать, формулировать тезис и аргументы, делать выводы. Находить причинно - следственные связи, читать карту, запоминать даты. https://vk.com/id143967289

belka197431 занятия провожу в скайпе в удобное для вас время, презентацию и материалы высылаю в скайпе. Работаю как с отдельными темами так и в системе.