Найти тему

Ректор Академии Владимир Мау: «Твой успех – всегда в тебе самом»

Ректор РАНХиГС Владимир Мау дал интервью в преддверии Дня открытых дверей Президентской академии. Он рассказал о новшествах приемной кампании 2023 года, а также о трендах и изменениях в системе российского высшего образования.

– Владимир Александрович, начнем с рассказа о том, что поменялось или поменяется в приемных кампаниях российских вузов и, конечно, Президентской академии в 2023 году.

– Мы постоянно находимся в движении, в поиске новых интересных форм и программ для наших студентов и абитуриентов. Основной вызов, с которым сталкивается профессиональное образование в нашей стране и во всем мире – это исключительная динамичность жизни, технологий, вызовов. И наша важнейшая задача – подготовить специалистов, которые будут способны адаптироваться к этим вызовам. Это непростая задача. Она выходит за рамки того традиционного высшего образования, каким оно сложилось в ХХ веке, когда профессиям обучали как ремеслу. Выпускника вуза оценивали по тому, как быстро он может включиться в работу по специальности – и по тому, как долго он будет работать по специальности. Идеальной ситуацией считалось, когда человек всю жизнь работает в одной организации, совершает какие-то карьерные движения, но при этом имеет одну запись в трудовой книжке. Сейчас успешные люди меняют не только места работы, но и сферы деятельности. Перспективными, интересными и финансово выгодными являются разные сферы, причем сегодня что-то может казаться очень перспективным, но через несколько лет та или иная сфера деятельности уже не будет столь привлекательной.

Нам важно прежде всего готовить специалистов, которые будут способны адаптироваться к новым вызовам. Адаптивность – важнейшее качество современного профессионала. Сформировать соответствующие навыки – важнейшая задача современного профессионального образования. Для этого образование должно быть прежде всего фундаментальным, как бы традиционно это ни звучало: ведь фундаментальные знания – это те, которые не устаревают в нашем быстро меняющемся мире. Кроме того, мы стараемся в разных направлениях подготовки давать дополнительные специализации, то есть делать образование многоотраслевым, многофункциональным и, можно сказать, межпрофессиональным. Это можно делать как параллельно, запуская разные курсы, так и последовательно. В 2020 году Президент России Владимир Путин выступил с инициативой о том, что высшее образование должно складываться из трех этапов: 2+2+2, с возможностью на каждом этапе менять направление деятельности. Разумеется, речь не о том, чтобы врач становился юристом или, тем более, юрист – врачом, а о том, чтобы можно было переходить из одной сферы в другую, получать дополнительные квалификации. Именно в этом направлении развиваются образовательные программы Президентской академии.

Еще одним направлением является цифровизация – цифровой университет, цифровой кампус. И это отнюдь не только элементы дистанта в образовании. Это формирование принципиально новой образовательной среды, эффективной и удобной как для преподавателя, так и для студента.

Часто путают «цифру», то есть онлайн-образование, и заочный формат. Но это принципиально разные вещи: надо понимать, что дистант – это не форма обучения, а технология. И очная, и заочная формы могут использовать технологии дистанционного обучения: это дает большую гибкость в образовании, расширение доступа к лучшим преподавателям по всей стране и по всему миру – что, кстати, резко обостряет конкуренцию между университетами, особенно между хорошими, ведущими университетами.

Мы будем продолжать активно внедрять различные формы «цифры» в учебный процесс. Есть понятие «фиджитал» (phygital – physical и digital), то есть объединение цифрового и физического форматов. Построение фиджитал-кампуса является одной из задач, которые мы ставим перед собой в рамках программы Минобрнауки «Приоритет 2030». Это конкурс 10-летних программ развития ведущих вузов, объявленный Правительством год назад. Мы получили максимальный грант по этой программе, и напряженно работаем над реализацией поставленных им перед нами задач.

Развивая «цифровую» логику, важно сказать, что будут совершенствоваться и онлайн-способы поступления в вузы. Если в 2021 году это был эксперимент, в котором участвовало около 50 вузов, включая нашу Академию, то в 2022 году уже почти все вузы подключились системе, которая позволяет принимать документы через портал, созданный при содействии Минцифры и Минобрнауки России. У нас в Академии есть и собственные технические возможности для организации поступления онлайн. Все больше абитуриентов подают документы дистанционно, и, на мой взгляд, это сильно облегчает процесс поступления. Главное, чтобы «цифра» работала, чтобы серверы не падали. Но обеспечивать функционирование этой системы – это уже задача соответствующих специалистов. Важно, чтобы все это не происходило принудительно: у абитуриента всегда должна быть возможность принести документы лично. Люди разные, и для кого-то будет комфортнее именно так.

– Считаете ли Вы, что этот эксперимент удался? Стало ли лучше в 2022 году по сравнению с прошлым годом?

– Несомненно, система стала лучше, хотя в ней пока есть недостатки. Постепенно они будут исправлены, и тогда, вероятно, все захотят подавать документы только через эту систему.

– Возвращаясь к фиджитал кампусу, могли бы Вы подробнее рассказать, как это будет выглядеть?

– Речь идет о цифровизации всех процессов и услуг, которые есть в кампусе, о возможности решать практически все вопросы студентов через личный кабинет. Это очень органичное переплетение физического присутствия на занятиях и возможности дистанционного подключения к лекциям лучших профессоров, к которым вы не можете попасть физически. Мы планируем делать это не только в московском кампусе и филиальной сети Академии, но и совместно с другими вузами, заинтересованными в таком сотрудничестве.

– Этот проект будет закончен в 2030 году?

– «Приоритет 2030» – это большой проект, где мы реализуем разные политики и направления, в том числе создаем международную бизнес-школу, крупнейшую национальную школу госуправления. Несмотря на все геополитические сложности и санкции, мы занимаем ведущие позиции в рейтинге Financial Times по бизнес-образованию, где наши программы находятся на 40 месте – причем в мире, не в Европе. В этом рейтинге всего три российских бизнес-школы, и мы занимаем самые высокие позиции среди них в этом рейтинге.

Еще одно направление – создание в Президентской академии консалтингового центра. Вообще Академия очень многое делает в области консалтинга: консультационные услуги наших специалистов очень востребованы, однако пока это работа отдельных подразделений и экспертов. Наша задача – создать единые стандарты качества консалтинга, продвигать бренд консалтинга Президентской академии. Стать мощным национальным консалтинговым центром – одна из наших задач по программе «Приоритет 2030». Абитуриентам и их родителям может показаться, что это не очень актуально для них, но на самом деле это одно из интереснейших направлений, которое позволит в том числе учиться бок о бок с людьми, которые занимаются практической работой в разных отраслях народного хозяйства, в политике, в некоммерческом секторе. Это очень важно.

– Поговорим немного о зарубежных стажировках и академических обменах между вузами. На какие страны Вы рекомендовали бы обратить внимание, если у студента есть желание поехать куда-то по обмену или даже получить диплом вуза другой страны?

– Это вопрос индивидуального выбора. Прежде всего важно сказать, что высшее образование в нашей стране достаточно разнообразное и высококачественное. Разумеется, есть разные вузы и программы с разным уровнем качества подготовки. Но есть ключевые вузы, где можно получить образование не хуже зарубежного.

При тех ограничениях, которые сейчас действуют, не будем забывать об онлайн-программах. К сожалению, целый ряд образовательных возможностей сейчас недоступен, но тем не менее возможность онлайн-обучения в разных вузах существует, и его качество за последние несколько лет радикально улучшилось. Я предложил бы обратить внимание на эти возможности.

В разных странах есть очень хорошие университеты – например, в Китае, в Индии, в ряде стран Латинской Америки, где сейчас идет бурное развитие. Главное – ориентироваться на собственный интерес. Нет обязательного тезиса, что нужно непременно поучиться за рубежом: было бы неправильным утверждать, что это однозначный путь к успеху. Настоящий путь к успеху – это трудолюбие, готовность хорошо учиться и много работать. Все остальное – это дополнительные стимулы, бонусы и возможности. Но в любом случае твой успех – всегда в тебе самом.

– Я посмотрел, что изменилось в системе высшего образования во в 2022 году и хочу узнать Ваше мнение: например, изменилась система поступления в вузы после колледжа. Если раньше диплом колледжа не имел большого значения, то сейчас это стало важно, и, например, после ремесленного колледжа в экономический вуз без ЕГЭ уже не поступишь. Правильно ли это, на Ваш взгляд?

– Во-первых, у меня есть большие сомнения в том, что после колледжа не нужно сдавать ЕГЭ. ЕГЭ принято и даже модно ругать, но все же это достаточно объективный критерий, и усилиями Рособрнадзора за последние 10 лет он превратился в эффективный инструмент выявления более или менее способных к обучению абитуриентов. Я понимаю, что на меня может обрушиться критика родителей, но считаю, что ЕГЭ – это полноценный путь поступления в вуз. Если есть позиция, что после колледжа можно поступать в вуз без ЕГЭ, то решение поступать по той же специальности – правильное: если ты уже начал учиться в определенном направлении и получил определенную квалификацию в колледже, то почему ты должен поступать совсем на другую специальность без ЕГЭ? Хочешь поступать на другое направление – сдай ЕГЭ и поступай куда хочется.

Как ректор я сторонник ЕГЭ, потому что он полностью исключает возможность субъективизма на уровне вуза. Я точно знаю, что мы в Академии честно ведем прием. Сдал ЕГЭ на максимально возможные баллы – поступил на бюджет, сдал похуже – поступил на коммерческой основе, а если балл совсем низкий – то никуда нельзя поступить. На критику некоторых коллег о том, что ЕГЭ не всегда отражает уровень студента, можно ответить, что и вступительные экзамены далеко не всегда ее отражают. Если кто-то с высоким баллом ЕГЭ поступил и не смог учиться – он уйдет, и его место займет студент с высоким баллом, поступивший ранее на коммерческой основе.

Всегда играет свою роль и репутация вуза. Все, кто приходит в Академию, знают, что независимо от баллов ЕГЭ тянуть вас не будут: если вы провалите первую сессию, то уйдете.

– Существует система индивидуальных достижений, которая дает возможность получить дополнительные баллы к ЕГЭ. В этом году в ней есть изменения: теперь учитываются спортивные и другие достижения, серебряные медали. Как Вы относитесь к этой системе? Справедлива ли она, нужна ли вообще?

– Я считаю, что главное – то, что в вуз должны приходить хорошие, то есть образованные и мотивированные студенты. Я уже сказал, что являюсь сторонником полноценного ЕГЭ. Но если стране полезна волонтерская работа – почему бы ее не учитывать? Однако очень часто приходят люди с одинаково высокими баллами ЕГЭ – у нас часто стобалльников больше, чем бюджетных мест. Мы в таких случаях не можем взять всех на бюджет, но если они хотят у нас учиться, то мы можем предложить большую скидку, которая сделает стоимость обучения на коммерческой основе символической. В этой ситуации может иметь значение и то, что у кого-то больше баллов за волонтерскую работу или другую общественно полезную деятельность – и это тоже можно учитывать. Система индивидуальных достижений дает некоторую гибкость, и в той степени, в которой она не ведет к субъективизму – это хорошо. Я за максимальную прозрачность при приеме в вуз: должна быть полная уверенность в том, что тебя не «завалят» на экзамене из-за каких-то личных особенностей.

– О чем следует думать будущим абитуриентам Академии, к чему стремиться, на что тратить свободное время?

– Прежде всего стоит выбирать вуз и профессию исходя из того, что специальность и сфера деятельность должна быть та, которой данному конкретному абитуриенту интересно заниматься. Нет такого, что программирование, например, перспективно, а античные языки – нет. Весь опыт моей жизни свидетельствует: перспективно только то, что вам действительно интересно. Можно быть очень успешным, в том числе коммерчески успешным, если вы много изучали античные языки, работали, тренировали на них свои мозги. Это и есть самое главное – тренировать мозги, много работать и делать то, что вам интересно по жизни. Это не значит, что вам всегда будет этого хотеться: как бы ни была интересна ваша сфера деятельности, все равно иногда по утрам придется заставлять себя вставать и идти работать. А заставлять себя иногда приходится даже тогда, когда фанатеешь от того, что делаешь.