Взрослые жители Краснодара прекрасно помнят, что в недавнем прошлом город производил абсолютно всё необходимое для жизни. Марка "Сделано в Краснодаре" стояла на товарах лёгкой, пищевой, машиностроительной промышленности, продаваемых в стране и за рубежом. Пианино "Кубань" было знакомо всем советским гражданам.
На прилавках юга России и Москвы лежали колбасы и мясные консервы Краснодарского мясокомбината, который стал с наше время нерентабелен и обанкротился.
Территорию мясокомбината седьмой год расчищают от старых зданий, постепенно застраивая корпусами жилого комплекса "Фонтаны".
На сельских дорогах страны можно было увидеть автобусы "Кубань" и "Кубанец", изготовленных на краснодарском механическом заводе, возникшего на базе «Ремонтно-производственного комбината Управления культуры Краснодарского крайисполкома».
Краснодарские инженеры создали автобусы не боящиеся бездорожья сельской местности в пассажирской версии, автокниголавку, автобиблиотеку, "кинопередвижку", автоклуб, микроавтобусы.
В 1993 году, когда с производства было снято базовое шасси, выпуск автобусов прекратили, предприятие, путём нехитрых манипуляций, признали банкротом.
На месте заводских цехов (Рашпилевкая-Гаражная, Дальняя-Гаражная, Дзержинского) сейчас стоят высотки жилых комплексов, коммерческий медцентр, торговые здания, ТРЦ.
"Сельмаш", "Завод измерительных приборов", камвольно-суконный и хлопчато-бумажный комбинаты, фарфоро-фаянсовый завод "Чайка", чугунно-литейный "Октябрь", мебельные фабрики, собственное пивное производство и десятки других предприятий Краснодара стёрты с лица земли.
Вместе с ними "развалились" и военно-космические производства, на которых осуществляли ремонт военной-авиационной техники, изготавливали высокоточные приборы для оборонки, разрабатывали и производили солнечные батареи для космической и гражданской отраслей.
Высококвалифицированные рабочие, инженеры, художники, экономисты трудились на многочисленных производствах Краснодара. После закрытия заводов, фабрик они вынуждены были осваивать новые профессии, чтобы выжить.
Многие ушли в торговый сектор. Стали работать продавцами, грузчиками, охранниками, уборщиками, кассирами на рынках, товарных складах и в ТРЦ, занявших территории предприятий.
Кто-то нашёл место на стройках, которые поглотили не только фабрики и заводы, но и сады, поля, теплицы колхозов и совхозов, тенистые рощи, окружавшие когда-то Краснодар зелёным поясом.
Никто не отрицает, что советские товары не всегда блистали качеством и обеспечивали на сто процентов спрос населения.
Но не надо забывать - все жители города были вовлечены в трудовые процессы и гарантированно получали оплачиваемые отпуска, зарплаты, пенсии.
Достаточно было младореформаторам в 90-е вложить средства с модернизацию производств и Краснодар остался бы индустриальным городом.
Этого не случилось и сейчас в Кубанской столице процветает торговля товарами, которые мы не производим. Количество рабочих мест не растёт. Растут лишь спальные районы, превращая прекрасный трудовой город в унылую спально-торговую агломерацию.
Местные жители с трудом устраиваются на небольшие зарплаты куда угодно, лишь бы дотянуть до пенсии, либо уезжают в другие города и страны в поисках лучшей доли.
Где нашли работу пол миллиона граждан, переехавших в Краснодар за последние 10 лет - для меня загадка.