В далекой-предалекой галактике В далеком-предалеком 2008-м году в городе Гудермесе Чеченской республики на перекрестке проспектов Владимира Путина и Ахмата Кадырова не смогли разъехаться два кортежа автомобилей. Первый принадлежал недавно назначенному руководителю региона, молодому и перспективному политику Кадырову Рамзану Ахматовичу. Второй – Герою РФ, депутату Госдумы, человеку, который пять лет воевал на стороне «бородатых» против России, а потом еще десять – на стороне России против «бородатых», командиру батальона «Восток» Ямадаеву Руслану Бекмирзаевичу.
Маленький дорожный конфликт между большими людьми был не просто рядовым ДТП, а началом грандиозной борьбы за власть. Такой борьбы, где ставкой было руководство республикой, дворцы с зоопарками, личная футбольная команда, ну и до кучи – звания Героев России и прочие незначительные регалии.
Кадыровы обладали более, чем пятидесятикратным перевесом в силе. Им подчинялись все силовики и военные республики, тогда как их оппонентам – только один батальон «Восток». Они предсказуемо одержали победу, но та далась исключительно высокой ценой. Рамзан Ахматович потерял многих мужчин своей семьи, а из пятерых братьев Ямадаевых сумел выжить только младший Иса.
Такое долгое предисловие было к тому, что не следует считать ветхозаветный принцип «око за око, зуб за зуб» чем-то страшным-yжacным. Есть вещи, которые неизмеримо хуже – например, кровная месть. Она, если ее вовремя не остановить, может привести к гибели целых родов и семей. Из-за проступка одного человека в землю могут уйти десятки и сотни его родственников, поскольку нет черты, у которой следует остановиться. А каждый из нас стремится пожестче отмстить за своих.
Но и кровная месть была хороша для своего времени, т.к. могла предотвратить преступление в условиях родового строя, когда нет сильной и тем более, справедливой, государственной власти. В условиях, когда на одной территории проживают много общин, которые еще не стали или не станут народом за проступки одного человека отвечал весь его род - и начиналась вендетта, длиною до нескольких столетий. Либо нарушителя выдавали на расправу соседям, и на этом все заканчивалось. Для простых, не шибко влиятельных людей это могло стать причиной отказа от совершения преступления. Ты не можешь знать, "впишутся" ли за тебя свои, или отдадут семье потерпевшего, чтобы избежать проблем.
Поэтому урегулирование разногласий по этому суровому правилу в цивилизационном смысле было огромным шагом вперед. Помните, что они одна вещь не является плохой или хорошей сама по себе. Она плоха или хороша в конкретном контексте. Потеря ока, зуба или пальца (плохая вещь) могла предотвратить затяжной конфликт (хорошая вещь).
И не считайте себя лучше этих чеченцев: вражда семей Хэтфилдов и Маккоев, проживавших в американских штатах Западная Виргиния и Кентукки соответственно, началась из-за того, что всего один человек из последнего клана сражался в гражданской войне на стороне северян. Другие Маккои и абсолютно все Хэтфилды стояли за юг, но поведение одного из родственников стало поводом «предъявить» за это соседям после окончания военных действий. Их противостояние затянулось на двадцать с лишним лет и принесло с кучу человеческих потерь с той и другой стороны.
Молодой воин по имени Лют был лишен жизни во время охоты за то, что случайно зашел на территорию древлянского князя Олега. Его отец, киевский воевода Свенельд, подговорил своего князя Ярополка объявить Олегу войну. Так началась первая междоусобица в династии Рюриковичей, в которой после разорения множества русских сел и городов победителем стал сын рабыни князь Владимир.
Теперь мы точно закончили с предисловием, а потому давайте перейдем к нашим баранам, то бишь, евреям. Когда они еще не имели государства, жили родовым строем и представляли из себя группу кочевников из пустыни с близким происхождением, им тоже была известна кровная месть. «И сказал Ламех женам своим: […] я yбил мужа в язву мне и отрока в рaнy мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро», - так говорится об этом в книге Бытие, стихах 23-24.
Но после основания еврейского государства этот обычай начал считаться варварством. Жизнь стала спокойнее и безопаснее, нравы смягчились, да и царю Израиля не улыбалось терять из-за племенной вражды кучу воинов, которые стали сражаться друг с другом из-за косяка конкретного человека. Наверное, и Давид, и Соломон дали указание тогдашним СМИ, древнееврейским аналогам «Первого канала», провести на этот счет разъяснительную работу с налогоплательщиками.
И пошли по Израильщине пророки, юродивые и сельские дyрaчки примерно с такими словами: «Мы, все-таки, современные люди, не первобытным строем живем. У нас передовая восточная деспотия, с долговым рабством и храмовыми девушками легкого поведения! Даешь прогрессивное правило «око за око» вместо отсталой кровной мести!» Замена одного на другое действительно являлась благом: вовремя вынутый глаз и выбитый зуб у виновника происшествия предотвращал дальнейшие терки и способствовал достижению справедливости и ветхозаветного благочиния.
В то время такая правовая конструкция была распространена по всему Древнему Востоку. За тысячу лет до Библии принцип воздаяния равным за равное был изложен в законах Хамураппи. А в раннее средневековье то же самое было независимо друг от друга предусмотрено в каждом из варварских кодексов: от эдиктов Теодориха Великого до Русской правды. Но, так уж получилось, что всему крещеному люду он больше известен в ветхозаветной (читай – еврейской) формулировке. Все помнят его начало: око за око, глаз за глаз. Но там есть еще и продолжение: руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рaнy за рaнy, ушиб за ушиб. Благодаря римлянам с их законами Двенадцати таблиц, которые тоже любили суровую справедливость, юристам всего мира это правило известно под латинским названием талион (от talis – «такой же»). В Пятикнижии Моисея оно упоминается целых три раза, причем, именно в тех главах, в которых записаны самые важные заповеди.
Многие столетия после основания Израильского царства закон талиона применялся буквально. Если кому-то довелось случайно или намеренно лишить человека той или иной части тела, суровый пaлaч Мойша Свинорыл из города Йерухам (синоним нашего Урюпинска, в значении – невероятная глушь) поднимал свои сильные мозолистые руки, которыми тут же восстанавливал справедливость. В обществе появлялся очередной одноглазый или однорукий бывший прecтyпник, лишенный любимой конечности, которой он так любил удовлетворять сам себя.
Со временем нравы еще больше смягчились, а древнееврейские легисты осознали, что некоторые ситуации вообще невозможно разрулить с помощью справедливого и вельми прекрасного принципа. Например, если гопота пыталась взять в оборот беременную женщину и та от пережитых страстей лишилась ребенка. По закону, человек должен ответить за все в равной мере, но в данном случае это попросту неосуществимо. Поэтому тогдашние суды стали все чаще назначать нарушителю уплату денежной суммы, которая считалась эквивалентной утраченным глазу, зубу, уху, пальцу и так далее.
Судя по всему, в момент составления Ветхого завета (по множеству косвенных признаков ясно, что это было в 7-м веке до нашей эры) традиция замены физического наказания на денежный штраф уже устоялась. Правило «око за око, зуб за зуб» было оставлено в писании с той целью, чтобы дать понять, чего на самом деле заслуживает злодей. Зато в книге Левит, стихе 18, появился текст: «…Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя…»
Поэтому принцип талиона со временем начинает выходить из употребления, особенно после того, как с ним повели борьбу христиане. В нашей стране его отдельные положения сохранялись в судебнике 1649-го года, но во время реформ Петра I были окончательно отменены. В общем, радуйтесь, что мы живем в прогрессивной стране с вертикалью власти и суверенной демократией. Люби Россию, мать нашу!)))