Он - Оскар Кокошка - эксцентричный и дикий художник, она - Альма Малер - фам фаталь и вдова известного композитора.
Для него она - смысл всей жизни, его безумие, а ее всего лишь тешит внимание и восхищение гения (на таких у неё однозначно был нюх).
Он безбожно ревновал, проводя часы под окнами ее дома и карауля надуманных соперников, не выносил покойного мужа и вообще докучал ей своей больной и мучительной любовью.
Она окунулась в эту стихию, но все время боялась его странностей и одержимости.
Он рисовал множество ее портретов и постоянно просил стать его женой. Она продумала план «побега» и сделала аборт, не желая иметь детей от сумасшедшего человека.
Получив очередной отказ, уже когда их отношения были совсем на исходе, он решил «запечатлеть мгновение» и удержать ее подле себя навеки, пусть всего лишь на холсте.
Размер холста - 180х220 см, точь-в-точь как их кровать. Художник изобразил Альму в его любимом обличье - обнаженной и лежащей в постели.
С одной стороны, картина даёт ощущение обволакивающей безмятежности и спокойствия, а с другой - зрителя не покидает чувство тревоги. Альма расслаблена и нежна, художник - напряжен, он словно оцепенел. Динамичные мазки наращивают беспокойство, а холодные синие оттенки привносят равновесие. Вы заметили эти контрасты?
Сам художник видел происходящее немного иначе. В одном из писем к ней он писал: «Мы оба с выражением огромного спокойствия, обнявшись, на краю в полукруге, сверкающее разноцветными огнями море, водонапорная башня, горы, молния и луна».
Музе картина не понравилась, да и уже не до этого было - Альма в 1915 году ушла к другому, а Кокошка чуть позже в тот же год - добровольцем на фронт. В ее жизни был ещё и четвёртый брак, а он долго не мог оправиться как от ядовитых отношений и последствий войны.
Больше они никогда не виделись, но Кокошка нашёл выход...
Этот гений действительно умел удивлять и пугать.
Альма сбежала к архитектору Вальтеру Гропиусу, а Кокошка отправился на фронт, чтобы заглушить любовную тоску.
На войне наш безумец получил тяжёлые ранения в грудь, физически оклемался, но психологическое состояние оставляло желать лучшего. Тогда военные врачи признали его психически нестабильным.
Вернувшись с фронта, Кокошка решает заказать Альму. Точнее, ее копию у мастера Гермины Моос. У мастера по куклам.
Он просит сделать её как можно более правдоподобной и «живой», в мельчайших подробностях описывает свои пожелания. Лучше приведу цитаты его писем (взято у fstassi в жж):
«Открывается ли у куклы рот? Есть ли внутри зубы и язык? Я был бы счастлив!»
«Не делайте глаза стилизованными, сделайте веки, глазное яблоко, радужную оболочку, зрачок, etc по возможности как у ваших собственных глаз.»
«Места оволосения, пожалуйста, обозначте не нитками, а настоящими волосами, иначе, когда я буду рисовать эту фигуру обнаженной, тело будет выглядет искуственным, а не живым.»
«Кожу сделайте персиковой на ощупь, и никаких швов в тех местах, по вашему мнению, которые могут причинить мне боль».
В письмах сообщает, что накупил много белья и платьев, и ему не терпится уже вывести её в свет.
Кукла не оправдала его ожиданий и выглядела, мягко говоря, ненатурально. Разругавшись с Герминой и заплатив обещанную (большую) сумму, он забирает куклу. Он нанимает ей горничную, ходит с ней по театрам, приемам и вечеринкам, пишет не портреты.
Со временем кукла начала раздражать Кокошку, потому что не смогла заменить живого человека (рили?!), а каждый раз натягивать на мягкие ватные ноги чулки порядком поднадоело.
В один из дней он закатывает вечеринку у себя дома - с оркестром из Оперы, танцовщицами и морем алкоголя. На празднике, конечно же, присутствует и кукла-Альма. В своём самом лучшем наряде и с вечерним макияжем.
Наутро полицеские, вызванные обеспокоенными соседями, находят окровавленный труп в саду. Да, Кокошка просто отрубил кукле голову и облил ее вином, символическая смерть безумной любви.
Все точки над i в этот раз, похоже, расставлены.