Найти тему
66.RU

Джеки Чан и слабоумные граждане имитируют праздник на фоне русской хтони. Павел Матяж — о фильме «Елки-9»

По древней маркетологической традиции, Новый год непрерывно отмечается два месяца до непосредственного боя курантов и еще месяц после. В конце октября в торговых центрах расставляют елки, обвешивают все шариками/фонариками и устраивают распродажи. Заканчивается новогодний угар аккурат к гендерным праздникам.

В 2022 году создатели фильма «Елки-9» также решили начать праздновать заранее и запустили свой проект не в новогодний и даже не предновогодний уикенд, а 1 декабря, за месяц до самых лакомых для всех кинопродюсеров каникул. Однако это не символ грядущего кассового провала фильма, а наоборот.

В 2018 году продюсер «Елок» Тимур Бекмамбетов заявил, что «Елки последние» закроют франшизу навсегда и после них не будет уже никаких сиквелов. Однако закрыть «Елки» оказалось не так просто. Они продолжили свое существование без Тимура Нуруахитовича.

В 2019-м и 2020-м большинство кинопроизводств было заморожено из-за пандемии, но в 2021 году продюсерам удалось довести до конца съемки «Елок-8». Вот только обеспечить фильму полноценный прокат они не смогли. Производители настолько сильно сомневались в своем продукте, что решили перестраховаться и продали фильм стриминговой компании, а те начали транслировать его за месяц до Нового года. Менеджеры большинства кинотеатров изучили статистику просмотров, почитали отзывы зрителей (рейтинг на Кинопоиске 3,2) и отказались от проката заведомо убыточного фильма. Зачем рисковать? По сравнению с тем эпическим организационным провалом сегодняшний, вполне полноценный, запуск в большинстве российских кинотеатрах можно считать успешным просто в силу того, что он состоялся. Итак, встречайте «Елки» номер 9 (на самом деле 10, если считать «Елки лохматые»).

-2

Креативная помощница адвоката из Питера (Александра Розанова – «Регби», «Склифосовский», «Монастырь») очень хочет закрыть все дела до новогодних каникул и, чтобы сэкономить время, заманивает должников по алиментам на свидания с помощью тиндера. Однако даже ее ледяное сердце содрогается, когда начальник (Ян Цапник – «Горько», «Последний министр», «День выборов-2») дает ей последнее в этом году задание. Субъектом, которого она должна осчастливить вручением повестки в суд, становится ее собственный бойфренд (Влад Прохоров – «О любви», «Исправление и наказание»). Кстати говоря, в оригинале эпизод назывался «Военкомат» и Прохорова там нужно было отмазывать не от тюрьмы, а от армии. Но внезапно начавшаяся мобилизация разрушила все планы создателям фильма, которые стараются в своем творчестве избегать любых пересечений со злободневной реальностью.

-3

В следующем сюжете ролевик из Екатеринбурга (Евгений Кулик – «Елки-8», «2050») разрывается между красавицей невестой (Виктория Агалакова – «Эпидемия», «Нулевой пациент») и очередной игрой. Проблемы и у Ларисы из Тюмени (Елена Валюшкина – «Формула любви»). Ее токсичный муж (Алексей Серебряков – «Груз 200», «Левиафан», «Бандитский Петербург») мешает пенсионерке стать популярной видеоблогершей. Но все это мелочи по сравнению с трагедией старосты деревни Глухарево (Федор Добронравов – «Изображая жертву», «Сваты»), который пытается подготовить удаленное селение к визиту Джеки Чана.

-4

Как можно заметить, десятый альманах состоит всего из четырех новелл. Санкт-Петербург, Екатеринбург, Тюмень и некое село Глухарево. По меркам франшизы — антирекорд. В первых «Елках» городов и сюжетов было одиннадцать. Но с каждым следующим фильмом становилось меньше: десять, девять, семь, шесть, в «Последних» было пять. Теперь вот четыре. Сколько будет в следующих?

-5

Такой отрицательный рост очень просто объяснить сокращением финансирования. Зрители давно разочаровались во франшизе. Каждая новая серия приносит меньше, чем предыдущая, и продюсеры закладывают на производство все меньше денег. Создатели восьмых и девятых «Елок» перестали ездить по городам, чтобы снимать Екатеринбург в Екатеринбурге, а Тюмень в Тюмени. Все это снимается в павильонах или каких-то типовых локациях в Подмосковье.

-6

Вместе с деньгами и любовью публики франшиза растеряла всех своих звездных, якорных резидентов — Нагиева, Светлакова, Урганта, Брежневу. Бузова и Киркоров, которые поддержали «Елки» в прошлом году, также покинули проект. И даже закадровым голосом больше говорит не Хабенский. Заделывать бреши актерского цеха продюсеры решили Алексеем Серебряковым, Александром Башировым. И Джеки Чаном.

-7

Каст настолько нестандартен, что хочется остановиться на нем подробнее. Серебряков – опытнейший артист, начал карьеру в кино в конце 1970-х, но менее подходящего для комедии человека сложно представить. Алексей много и последовательно играл бандитов, маньяков, убийц, уголовников, в крайнем случае просто мрачных русских мужиков, озлобленных на весь мир и готовых дать ему самый суровый отпор.

-8

Баширов чаще играл смешных персонажей. В «Ассе», «Игле», «Черной розе» или «Мастере и Маргарите» у него, можно сказать, комедийные роли. Но если он и клоун, то только на фоне скорбного Серебрякова. Ну и специфический такой клоун, жутковатый, нервический, явно сбежавший из ближайшей психбольницы.

-9

Значит ли это, что «Елки» решили поменять формат? Ведь именно этим пытался объяснить уход Светлакова и Урганта Евгений Кулик, в прошлом участник команды КВН из Екатеринбурга, а сегодня актер, сценарист восьмых и девятых «Елок» и счастливый обладатель собственной странички на «Кинопоиске». «Елки» превращаются в трагикомедию, драмеди?

-10

На деле это не так. Ну или не совсем. «Елки» по-прежнему представляют собой вопиюще неоригинальную комедию о похождениях слабоумных граждан вымышленной, лакированной, приторно-сладкой, карнавальной, альтернативной России. Серебряков и Баширов попадают в одну серию с Валюшкиной и становятся участниками конфликта из-за ее видеоблога. Их мрачные физиономии резко контрастируют с душевным и добрым настроением праздника, которое пытаются генерировать остальные сюжеты. Они вносят в проект не трагедию, конечно, для этого им не написали соответствующих реплик, а древнерусскую хтонь и тоску, для визуализации которых говорить как раз ничего не нужно.

-11

Но больше всего хтони дают девятым/десятым «Елкам» не Серебряков с Башировым, не ушлые помощницы питерского адвоката и даже не убогие екабэшные толкиенисты в рандомном подмосковном спортзале. А фейковый Джеки Чан, который в кульминационный момент истории выступает с новогодним обращением к жителям вымышленной русской деревни, судя по карте, расположенной где-то в районе Анадыря. Вместо Владимира Владимировича Путина. Вдумайтесь!

-12

Фейковый президент Российской Федерации появляется в «Елках» не в первый раз. В одной из первых частей чуть ли не специально для съемок фильма произнес какие-то слова в кадре Дмитрий Медведев, в восьмой обращение президента читал просто какой-то левый чувак, это никак не было объяснено, для чего, зачем, кто это такой, почему вместо Путина к россиянам обращается некто неизвестный. И вот теперь Джеки Чан. Любопытно. Что бы это значило?

-13

Впрочем, едва ли продюсеры, режиссеры и сценаристы «Елок» сознательно преследуют какую-то цель, хотят сказать что-то конкретное, формулируют оригинальное высказывание, месседж. Скорее всего, они просто не понимают, что делают, в чехарде неловких недоразумений и провалов, из которых состоит производство елочной франшизы. Вообще сегодня, в день выхода десятых, юбилейных «Елок», можно и стоит устроить ей некоторую ревизию, подвести итог.

-14

«Елки» – не великое кино, не шедевр никакого жанра, идея его была заимствована у британского новогоднего альманаха «Реальная любовь» и с тех пор тиражируется уже 12 лет. Но эти 12 лет «Елки» являются очень наглядной иллюстрацией процессов, которые переживает отечественное кино. Очевидно, что первая часть в 2010 году была снята на пике тогдашних идеологических и технологических возможностей Бекмамбетова и его команды. А после этого началась деградация. Она самым печальным образом совпала с деградацией и регрессом российского кинопроизводства. Каждый следующий фильм был хуже, слабее, дешевле предыдущего. Франшиза достигла дна.

-15

Если есть в этом что-то вдохновляющее, так это то, что несмотря на удручающую депрессивную тенденцию, новые «Елки» все равно продолжают снимать. Неутомимый Евгений Кулик уже пишет десятую часть, а его оптимистичные продюсеры планируют прокат «Елок-10» в декабре 2023-го и январе 2024-го. А значит, кто-то придет в кинотеатры, заплатит за билет деньги, и тогда сценарист Кулик сможет пойти домой и написать одиннадцатую. И так далее. И ниточка жизни не прервется.

Удачного просмотра.