65 лет назад, в далеком 1957 году в Ленинграде состоялась совещание аграриев северо-запада СССР. Эта встреча вошла в историю благодаря выступлению генсека Никиты Хрущева, неожиданно потребовавшего догнать США по производству мяса, молока и масла за 4 года. При этом, в Штатах производили мяса в два раза больше, чем в Советском Союзе. Голос ученых о том, что надо опираться на реальные перспективы, а не на громкие заявления, услышан не был. Во главе кампании оказался лозунг: «Держись, корова из штата Айова!».
Хрущев на критику ученых ответил просто, и, в общем-то, по-советски логично. Руководитель страны сказал, что по цифрам экономисты, должно быть, вполне правы. Но они не учитывают энтузиазм советского народа.
При этом, не мог же Никита Сергеевич на ровно месте принять такое ответственное решение. Дело в том, что успехи в сельском хозяйстве СССР действительно были. У нас в целом экономика давала по 10% прироста в год. Это очень достойный показатель. Действительно, поддержать крестьян на протяжении десяти лет, и результаты могли бы быть очень внушительными. Но Хрущев тут перестарался.
В Кремле решили немного подогнать аграриев, чтобы ускорить развитие. Сельчан лишали покосов и заставляли сдавать скот на молочные фермы. Потом дошла очередь и до лошадей, которым запретили выдавать корм. В ответ на недовольство сельских жителей в Москве пообещали построить коммунизм к 1980 году.
Никита Хрущев, человек с юга, хорошо знал, что кукуруза - хорошее подспорье для кормового хозяйства, но его любовь к ней не знала границ. В СССР кукурузой решили засеять все от юга до севера.
Это было ошибкой, так как кукуруза стала вытеснять рожь, пшеницу и овес. В 1962 году под эту культуру отдали 36 миллионов гектар, то есть столько же, сколько было распахано целины. Но ничего хорошего из этого не получилось – в том же 62-м году выросли цены на молоко и мясо, продуктов на селе не хватало.
Через год в результате кремлевского заговора Хрущева сместили с высшего государственного поста. Обогнать Америку мы так и не смогли.