Найти тему
Littleone

Отдых с детьми: 12 экспонатов Эрмитажа, которые стоит увидеть

Оглавление

В Государственном Эрмитаже хранится более 3 миллионов произведений искусства: даже если тратить всего 1 минуту на каждый, осмотр займет восемь лет. Чтобы не потеряться во всем этом многообразии, «Литтлван» вместе с сотрудниками Школьного центра Эрмитажа составил подборку экспонатов, которые стоит в первую очередь показать ребенку. Предупреждаем: после прочтения этого текста возникает сильное желание посетить музей!

  Mlenny, Istock
Mlenny, Istock

Марина Вяльцева, методист научно-методического отдела «Школьный центр Эрмитажа»:

— Эрмитаж с детьми: что посмотреть? Следуя этому списку, можно познакомить детей со всеми основными видами искусства: это и архитектура (2, 7, 8), и живопись (5, 6, 7, 8, 11, 12), и скульптура (3, 4), и декоративно-прикладное искусство (1, 8, 9, 10). Рассказ будет посвящен разным эпохам, мифологическим системам и религиозным традициям: Древний Египет (4), Античная эпоха (3, 5), христианство (6, 7, 12), Средние века (10), эпоха Возрождения (6, 7), «золотой век» в Европе — 17 век (5, 11, 12), русская культура (2, 7, 8, 9). Большинство выбранных экспонатов отличаются крупными размерами, поэтому их удобно будет рассматривать. Мы специально не стали включать в наш путеводитель по Эрмитажу для детей Парадные залы Зимнего дворца — их и так все смотрят в обязательном порядке.

-2

Часы «Павлин»

Часы «Павлин» в Павильонном зале — всемирная знаменитость: это единственный в мире часовой автомат XVIII века, дошедший до нас в неизменном виде.

В XVIII веке такие автоматы были в большой моде. Особенно искусен в их создании был английский ювелир Джеймс Кокс: его механические птицы двигались как живые. В часах «Павлин», которые привезли в Петербург в 1781 году, мастер объединил четыре самостоятельных механизма: один отвечает за часы, три приводят в движение птиц.

Порядок работы механизма имеет глубокий смысл. Сначала оживает сова, символ ночи: двигает головой и лапкой, вращает глазами. Потом просыпается павлин, распускает свой золотой хвост — символ солнца, поворачивается и показывает оборотную сторону хвоста, символизирующую ночь. Последним вступает петух и кукареканьем сообщает, который час.

Все механизмы до сих пор действуют: каждую среду в 20:00 часы заводят для публики. В остальные дни на большом мониторе рядом с часами непрерывно прокручивается видеоролик, показывающий механизм в работе.

Обязательный пункт для тех, кто открывает Эрмитаж для детей начальной школы: здесь они залипают надолго.

Висячий сад Малого Эрмитажа

Расположенный на уровне второго этажа Висячий сад занимает пространство между галереями, соединяющими Северный и Южный павильоны Малого Эрмитажа. Весна здесь наступает гораздо раньше, а осень приходит гораздо позже, чем в остальном Петербурге: хотя сад разбит под открытым небом, высокие стены со всех сторон защищают его от ветров, а расположение обеспечивает максимальное солнечное освещение. Растения подобраны так, что с весны до осени сад расцвечивается разными красками, и в нем почти непрерывно продолжается цветение. Сад был создан в 1770-х годах по личному повелению Екатерины II.

Несколько лет назад в саду закончилась многолетняя реконструкция. Теперь, как и два века назад, здесь зреют яблоки и сливы, цветут тюльпаны и сирень, а стены оплетает виноград: уникальный микроклимат позволяет выращивать здесь практически любые виды растений. Еще один интересный факт об Эрмитаже для детей.

Статуя Юпитера

  Tatyana Kazakova, Pixabay
Tatyana Kazakova, Pixabay

Мраморная скульптура бога Юпитера высотой почти 3.5 м и весом более 16 тонн — одна из самых больших античных скульптур, сохранившихся в музеях мира. Ее путь в Петербург был долог и удивителен. Созданная в конце I в., статуя в XVIII веке была найдена во время раскопок на вилле римского императора Домициана, а в XIX веке оказалась в коллекции маркиза Джованни-Пьетро Кампаны.

Знаток античного искусства, археолог и страстный коллекционер, маркиз создал коллекцию, равных которой не было в Европе. Но страсть к коллекционированию и погубила маркиза: ради нее он растратил деньги Римской ссудной кассы, директором которой был. Маркиза судили, а коллекцию изъяли и выставили на продажу. За нее бились ведущие европейские державы, но представителю Российской империи удалось заполучить самое ценное — 792 предмета, в том числе уникальную статую Юпитера. Эта история будет полезна тем, кто открывает Эрмитаж для детей 8 лет и старше.

Статуя Мут-Сохмет

Храмовая статуя богини Мут-Сохмет в Египетском зале Эрмитажа — старейший памятник Древнего Египта на территории России: она была создана в XIV веке до н. э. Львиноголовая Сохмет («Могущественная») занимала важное место среди египетских богов: она почиталась как око бога Ра, богиня яростного солнца, владычица пустыни и покровительница войны.

Двухметровая статуя из черного гранита когда-то украшала храм Мут-Сохмет в Карнаке. В Россию ее привез Авраам Сергеевич Норов — герой войны 1812 года, поэт, министр и страстный путешественник. Он нашел ее наполовину засыпанной песком в развалинах древнего храма — единственный целый монумент среди десятков разбитых статуй — и выкупил у местных властей.

Рубенс. Персей и Андромеда

-4

Эрмитаж владеет прекрасной коллекцией работ Питера Пауля Рубенса: более 20 картин и 19 живописных эскизов. Но знакомство с ним стоит начать с этой картины.

Сюжет для нее Рубенс позаимствовал из поэмы Овидия «Метаморфозы». Прославленный герой Персей, сын громовержца Зевса и царевны Данаи, однажды пролетал над морем и увидел скалу с прикованной к ней красавицей Андромедой. Дочь царицы Кассиопеи Андромеда была принесена в жертву морскому чудовищу, но Персей убил чудовище и за этот подвиг получил Андромеду в жены. Рубенс выбрал момент, когда подвиг только-только совершен: чудовище повержено, богиня победы Ника венчает героя лавровым венком, но сам Персей смотрит только на Андромеду – ее любовь для него ценнее славы. Каждая деталь картины проникнута торжеством добра, любви и красоты над силами зла: это один из важнейших мотивов творчества Рубенса.

Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа

  DEZALB, Pixabay
DEZALB, Pixabay

Эта картина, известная также под названием «Мадонна с цветком», — одна из первых работ молодого Леонардо. И все же уже в ней виден его узнаваемый стиль: потрясающая игра света и тени, которая делает персонажей объемными и почти осязаемыми, и «человечность» героев. Да Винчи отказывается от пафоса, с которым обычно изображали религиозные сцены: его мадонна — не недостижимый идеал, а обычная молодая мама, играющая с сыном.

Интересна история этой картины. В течение многих столетий она считалась безнадежно утерянной и вдруг неожиданно появилась в России в XIX веке. Впоследствии ее получила по наследству Мария Александровна Бенуа, и когда в 1912 году она решила ее продать, мировые столицы предлагали ей огромные деньги. Но владелица захотела, чтобы полотно осталось в России, и продала его Эрмитажу за гораздо меньшую сумму (которая к тому же выплачивалась частями, причем последние платежи были совершены уже после Октябрьской революции).

Лоджии Рафаэля

  Максим Светлов, pexels
Максим Светлов, pexels

С лоджиями Рафаэля связана удивительная история. Однажды Екатерине II попали в руки гравюры, изображающие лоджии дворца Папы Римского в Ватикане; стены и своды галереи украшали фрески и росписи по эскизам Рафаэля. Они так ей понравились, что она немедленно потребовала скопировать эти росписи в натуральную величину: «А я, — писала императрица, — даю обет святому Рафаэлю во что бы то ни стало выстроить эти ложи и поместить в них копии».

Поручение было исполнено: пока группа художников с разрешения Папы Римского копировала фрески (52 сюжета из Ветхого и Нового Завета: от Сотворения мира до Тайной Вечери), в Россию выписали архитектора Джакомо Кваренги, который сделал обмеры Ватиканского дворца и приступил к строительству корпуса Лоджий. Вскоре в Петербурге действительно появилась копия ватиканской галереи. Корпус лоджий впоследствии был разобран, но сами лоджии сохранились. «Чем больше смотришь, тем больше хочется их видеть», — писала о них довольная Екатерина.

Малахитовый зал

Один из самых красивых залов Зимнего дворца, Малахитовая гостиная была создана архитектором Александром Брюлловым в 1837 году. Для отделки у промышленников Демидовых закупили 225 пудов (3600 кг) уральского малахита. Гостиную украшают малахитовые колонны и пилястры, большие малахитовые камины и множество других предметов декора из этого камня. Мебель сделана по эскизам знаменитого скульптора Огюста Монферрана.

На одной из мраморных стен есть роспись: три крылатые богини, олицетворяющие Ночь, День и Поэзию и повторяющие аллегорические фигуры в росписях Рафаэля в Ватикане. Выбор именно этих образов неслучаен: гостиная относилась к личным покоям Александры Федоровны, жены Николая I, которую современники часто сравнивали с образами Рафаэля.

Рыцарский зал

  DEZALB, Pixabay
DEZALB, Pixabay

Если вы раздумываете, годится ли Эрмитаж для детей 5-6-7 лет, попробуйте начать экскурсию с этого зала. Эрмитажная коллекция западноевропейского оружия считается крупнейшей в мире. В Рыцарском зале экспонируется несколько сотен экспонатов из этой коллекции: предметы турнирного, парадного и охотничьего вооружения, рыцарские доспехи, холодное и огнестрельное оружие, изделия знаменитых оружейных мастеров.

Особенно дети любят «кавалькаду рыцарей»: группу из четырех всадников в натуральную величину. Она позволяет увидеть, как выглядели рыцари в латах и кони в полудоспехах. Общий вес такой амуниции составлял до 80 кг, поэтому мальчики тренировались с детства: в Рыцарском зале, в витрине №16, представлен комплект детских доспехов.

Колыванская ваза

Что еще показать ребенку в Эрмитаже: большую Колыванскую вазу, которую называют «царицей ваз». Еще бы: вес этой вазы из зелено-волнистой яшмы — 19 тонн, высота с пьедесталом — 2.57 метра, а диаметр — более 5 метров. На сегодняшний день это самая большая ваза в мире.

Ваза была создана в первой половине XIX века из цельного монолита, добытого в Алтайском горном округе. Ваза считается одним из символов Алтайского края: она даже изображена на гербе и флаге этого региона.

Снейдерс. Фруктовая лавка.

-8

Картина Франса Снейдерса «Фруктовая лавка» — одна из жемчужин коллекции живописи Эрмитажа. Этого фламандца называют «Рубенсом натюрморта». Масштабные (размер его картин — в среднем 2 на 3 метра) композиции ему удавалось сделать удивительно живыми и яркими. В Эрмитаже Снейдерсу посвящен целый зал. В нем 14 работ художника, в том числе четыре картины из серии «Лавки»: «Рыбная лавка», «Лавка дичи», «Овощная лавка» и «Фруктовая лавка».

Рембрандт. Святое семейство

Святое семейство было одним из ключевых сюжетов Рембрандта (считается, что художник, возможно, воплощал таким образом мечту об утраченном домашнем очаге).

Эрмитажная картина представляет сцену с евангельскими персонажами как уютный эпизод обыденной жизни: потрескивают горящие поленья, раздаются тихие удары топора работающего за верстаком Иосифа, шелестят страницы книги на коленях Богоматери, младенец Иисус дремлет в плетеной люльке — такая сцена, казалось, могла происходить в любом голландском доме времен Рембрандта.

Однако картина полна символизма: ангелы создают атмосферу божественного чуда, а ярмо, которое на заднем плане строгает плотник Иосиф, напоминает о пророчестве — Царь-Мессия освободит народ от ярма.

-9