2 декабря совершается память святителя Филарета (Дроздова). Василий Михайлович Дроздов родился в Коломне, его предки и по отцовской, и по материнской линии были из числа священников. Отец Михаил Федорович Дроздов служил диаконом в Успенском кафедральном соборе в Коломне, а дед, протоиерей, числился клириком в Богоявленской церкви в Коломне. Именно этот храм считается родовым гнездом семьи святителя Филарета. Он никогда не закрывался, даже во время гонений, молитвы в нем не прекращались.
Святитель Филарет принимал участие в переводе Библии на русский язык. Сам полностью перевел Евангелие от Иоанна. Также им были составлены «Правила» для перевода.
Написал «Христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви».
Святитель Филарет участвовал в реформе 1861 года, которая отменила крепостное право. Текст для «Манифеста» вышел из-под его руки, послужив тем самым умиротворению крестьян, ожидавших больших перемен.
Народная любовь к святителю укрепилась после холеры 1830 года. Святитель Филарет не сомневался в пользе медицинских средств, но говорил, что нужно более уповать на Бога. Он благословил совершать крестные ходы. С братией Чудова монастыря под открытым небом на коленях молился о прекращении моровой язвы.
Святитель Филарет основал Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры и почитал ее лучшей обителью на земле, раем. Помимо «Гефсимании» были основаны еще 3 скита и несколько монастырей по его благословению.
Святитель Филарет был скромен, прост, голос его был тих. Он не любил похвалы и старался ее избегать, как огня. Истинно понимая, что похвала не помогает монаху, а более вредит.
Еще при жизни святитель сподобился от Господа благодатных даров – по его молитвам исцелялись больные. Святитель знал, что слово – это острый меч, который может и поднять человека, и уничтожить. И как мы слово «заточим», так нам оно и послужит.
Рака с мощами свт. Филарета в храме Христа Спасителя в Москве
*
Слово может быть изострено, как меч, и тогда оно будет ранить и убивать – и может быть измягчено, как елей, – и тогда оно будет врачевать.
*
По крайней мере, христианин, не торопись языком твоим, давай себе размыслить, будет ли тебе и другим во благо слово, которое ты рождаешь в мир и которое, как бы ни казалось малым и ничтожным, будет жить до последнего суда и предстанет на нем во свидетельство или о тебе, или против тебя.
*
Как ни обширны твои ежедневные занятия, как ни тяжек труд твой, которым ты снискиваешь себе пропитание, без сомнения, ты в состоянии уделить хоть сколько-нибудь, от первых часов дня и ночи, на молитвенную беседу с Богом и в продолжение дня находить хоть минуты, чтобы обращаться мыслью к Богу, – если же возможно, то и во время самых занятий и трудов не оставлять молитвы. «Дело в руках, – говорит один подвижник, – а молитва в устах».
*
Говори всегда правду с точностью и без уклончивости, и твоему простому слову будут верить, как клятве.
*
Обличать человека по своей воле едва ли нужно, разве сам он подаст случай сказать ему истину.
*
Постоянная жизнь в безмолвии – не для многих. Но посещение безмолвия для всякого должно быть вожделенно. Кто не удаляет себя, хоть однажды в день, хоть на непродолжительное время, от всякого внешнего земного занятия, попечения, пристрастия и не вводит своей души в благоговейное безмолвие перед Богом – тот еще не познал пути мира для души своей.
*
Бывало, искали достоинства в том, чтобы говорить мягко, а теперь ищут в том, чтобы говорить резко, и потому говорят хуже, нежели думают.
*
Слова не мелочи, когда дело идет о догматах и о святых, и особенно в такое время, когда правильность и точность слова нужно охранять с разумением, от умножения в письменности невнимания к законам языка, логики и вкуса.
*
Не расточайте великих слов для мелочей. Берегите их для того, что истинно велико.
*
Вы говорите доброе, но часто как будто без управления пускаете слово, и оно идет не прямым путем, не сказывает, что сказать хотели, сказывает иное, не дает себя разуметь.
*
Молитва есть одна из высших потребностей души человеческой, одна из существенных принадлежностей Богопочитания.
*
Молитву Церковь влагает в уста, чтобы она проникла в сердце.
*
Молитва друг о друге есть лучшее из общений.
*
Знать слово осуждения небесполезно. Это врачевство против гордости и наставление об осторожности.
*
«Не любим, – сказано, – словом или языком, но делом и истиною». Итак, любовь не теряет от молчания. Истина не перестает, когда перестает слово. Будем доверять и молчанию друг друга, как доверяем слову.