Каждый из нас прекрасно знает значение слова "долгострой" и, наверняка, сталкивался с примером какого-либо долгостроя, будь это значимый и большой объект, либо региональная, местная стройка... Долгострой, как явление, существовал всегда и в наши дни, и в советское время, не избежала этой проблемы и царская Россия...
Пример? Пожалуйста! Перед вами, друзья, Исаакиевский собор, возводился он c 1818 по 1858 год, яркий пример долгостроя. Да, с момента начала строительства и до дня его освящения прошли долгие 40 лет.
Но речь сегодня пойдет совсем не о Исаакиевском соборе, а о другом храме, и тоже эпохальном долгострое, и это Смольный собор Воскресения Христова, или кратко Смольный собор. Готовы уделить немного своего времени и познакомиться с ним, осмотреть с разных ракурсов, узнать историю его строительства?! Тогда, вперед!
Идея постройки собора принадлежит младшей дочери Петра Великого, императрице Елизавете Петровне. Место для возведения нового храма было выбрано не случайно, именно на левом берегу Невы, где река делает изгиб находился Летний дворец или как еще его называли "Смольный дом". Это был подарок отца, Петра I, там императрица провела свое детство. К сожалению, пожар полностью уничтожил дворец. К 1748 году Елизавета Петровна, уже как 7 лет занимавшая трон, пожелала не восстанавливать Смольный дом, а построить на его месте монастырь...
По задумке императрицы, собор должен был быть частью монастырского подворья. Видимо, она решила провести на этих землях, не только свое детство, но и встретить здесь, в монастырских стенах, свою старость. Для воплощения своих идей Елизавета Петровна пригласила академика архитектуры, обер-архитектора императорского двора Бартоломео Франческо Растрелли, автора таких шедевров русского барокко как: главная резиденция русских императоров Зимний дворец, Большой Екатерининский дворец в Царском селе, Большой дворец в Петергофе, деревянные Зимний и Летний Анненгоф дворцы в Москве и др.
Название Смольного дома, как и название собора закрепилось за ними от производства, что находился неподалеку. В этом доме останавливался Петр I, когда приезжал на Смоляной двор. В Смоляных дворах в петровское время варили смолу и поставляли на Адмиралтейские верфи, где строились корабли, заложившие основу Российского императорского флота.
Датой основания православного храма считается 30 октября 1748 года. В тот осенний день, в присутствии императрицы состоялась процедура его торжественной закладки. По плану Растрелли вся композиция архитектурного ансамбля монастыря соответствовала форме греческого креста, как одного из принципов построения храмовых комплексов: в центре главный пятиглавый храм, по углам одноглавые церкви, по всему периметру двух- и трехэтажные корпуса келий, а перед собором, у главного входа планировалось возвести 140 метровую пятиярусную колокольню.
Кстати, императрица пожелала видеть собор именно пятиглавым, что символизирует Иисуса Христа и четырех апостолов-евангелистов... Между тем, стройка набирала обороты, деньги из казны выделялись регулярно и в большом количестве, как и рабочей силы, были даже мобилизованы в огромном числе солдаты. Однако, к 1756 году, когда началась семилетняя война, финансирование резко сократилось, собор стоял без отделки, а со смертью Елизаветы Петровны, в 1761 году, стройка и вовсе приостановилась...
Дела шли настолько плохо, что обер-архитектор, не имевший долгое время других заказов, был вынужден уехать в Италию, на отдых. Стиль барокко, в котором работал мастер, к этому времени утратил свою актуальность. Фактически, это означало закат карьеры Растрелли в России. В 1762 году, взошедшая на трон Екатерина II, назначила нового архитектора для достройки собора - Юрия Матвеевича Фельтена, а великий Растрелли отправлен на пенсию...
Шел 1768 год. Несмотря на желание новой правительницы продолжить строительство, финансирование проекта коренным образом не улучшилось, собор оставался без внутренней отделки, принято было решение отказаться от строительства колокольни, а вот фасад претерпел изменения, оштукатурены стены, выполнена отделка лепниной и скульптурными барельефами, возводились подсобные помещения, так продолжалось до 1775 года, когда строительство заглохло окончательно...
Шли года, сменялись императоры, наступил XIX век... В 1828 году был объявлен конкурс на оформление Смольного собора и завершение строительства, инициатором достройки храма стал император Николай I, именно по его указу дело сдвинулось с мертвой точки. Следующие четыре года ушли на составление, а правильней сказать, переработку проекта Растрелли. Этим занимался новый архитектор Василий Петрович Стасов, автор Троице-Измайловского собора, Нарвских и Московских триумфальных ворот и многих других объектов.
Десятилетия простоя пагубно сказались на сохранности того, что было построено ранее, строителям пришлось заделывать появившиеся трещины в стенах, местами заменять кирпичную кладку, осушать накопившуюся воду в подвалах, заменять кровлю. Кроме того, русские морозы внесли коррективы в предыдущий проект - пришлось пробивать стены для дымоходов. Как оказалось, архитектурный план Растрелли не предусматривал печного отопления! Дела пошли на лад, покраска стен, фасада, куполов, отделка интерьера, установка иконостаса, отливка и установка новых колоколов заняло еще какое-то время. Наконец, 20 июля 1835 года, через 87 лет от закладки первого камня, православный храм Воскресения Христова Смольный собор был освящен Митрополитом Серафимом.
Друзья, на этом наш краткий экскурс в историю строительства Смольного собора завершен, в следующих публикациях мы побываем в самом храме, осмотрим его изнутри. До новых встреч!