Хотим познакомить вас с представителями "старинного московского купечества" XVIII – XX веков - династией Калашниковых.
Всё началось с зеркал
В 1793 году Петр Иванович Калашников, вместе с братом Алексеем переехал в Москву из города Юрьева-Польского во Владимировской области. Там Калашниковы были купцами, и в Москве братья поступили в третью гильдию московского купечества.
В начале XIX века Петр Иванович торговал зеркалами, которые были довольно востребованным товаром. В 1875 году за Калашниковыми числились четыре торговых лавки. Как купец стал торговать часами, история умалчивает.
Семейная легенда и цыганский след
Сын Петра Ивановича, Михаил Калашников (1809 – 1892 гг.), укрепил дело отца. В 1832 году 23-летний Михаил учредил торговый дом "Михаил Петрович Калашников" по торговле часами и золотыми вещами.
Уже во второй половине 1830-х годов Михаил Калашников стал ездить в Европу для закупки товара. С одной такой поездкой была связана необычная история его женитьбы, о чем гласит семейная легенда.
Якобы будучи в Румынии, куда Михаил попал то ли для закупки товара, то ли проездом с товаром из более дальних стран, он влюбился в юную цыганку. Прекрасно понимая, что по правилам своего круга должен жениться на девушке из зажиточной купеческой семьи, Михаил Калашников тем не менее не мог совладать со своей страстью и, вернувшись в Москву, уговорил родителей, чтобы ему дали разрешение на свадьбу.
Как звали его цыганскую жену, неизвестно, но в записях 1850 года 40-летний Михаил Петрович предстает уже вдовцом с двумя малолетними сыновьями — 5-летним Петром и 4-летним Степаном. Через 8 лет купец Калашников женился во второй раз.
Нравятся наши публикации? Тогда подписывайтесь на наш канала, ставьте лайки и оставляйте комментарии.
О часах
Торговый дом "М.П. Калашниковъ" существовал с 1832 года. В последствии, с 1 января 1882 года, был переименован в Торговый дом "М.П. Калашниковъ и сынъ". Членами торгового дома состоят: Михаил Петрович и сын его Пётр Михайлович.
Фирма торговала часами разных видов оптом и в розницу — напольными, настольными, настенными, нагрудными, карманными, а также аксессуарами — цепочками для часов, брелоками, золотыми, серебряными и ценных пород дерева футлярами для часов и прочими приятными дорогостоящими "вещицами" для респектабельных джентльменов. А также выпускала на отечественных мануфактурах настенные часы под своей маркой, оснащая их либо русскими, либо швейцарскими механизмами.
Успехом у публики пользовались и "музыкальные ящики новейшей конструкции" — прообразы механических звукопроигрывающих устройств.
Есть сведения, что при торговом доме Калашниковых также действовали и механические мастерские, где мастера точной механики занимались сборкой и реконструкцией привозных часовых механизмов.
Представитель второго поколения династии, Михаил Калашников, был не только успешным коммерсантом. Он активно участвовал в благотворительности и общественной деятельности.
В 1850 году его избрали заместителем старшины московского Купеческого общества. Во время Крымской войны 1853–1856 годов Калашников пожертвовал крупную сумму на оборудование госпиталя для раненых воинов и на обмундирование ополчения, за что был награжден памятной бронзовой медалью. А с введением муниципального самоуправления в Москве Михаил был избран депутатом Московской городской думы в 1877— 1881 годах.
Михаил Петрович прожил очень долгую жизнь и скончался в возрасте 83 лет уже в конце XIX века.
Единственный наследник семейного дела
Сын Михаила, Петр Калашников (1845 - 1910 гг.), с конца 1860-х годов становится единственным наследником успешного семейного дела.
Петр Михайлович стал самым известным поставщиком швейцарских, немецких и американских часов класса люкс в Москве. Этот род товара был востребован самой верхушкой зажиточных москвичей.
На сохранившихся фотографиях Петр Михайлович внешне являл собой хрестоматийный тип московского купца — хлебосола и гурмана.
Калашников лично ездил за товаром — в Женеву на фабрики "Одемар", "Бадолле", в Берлин к "Адольфу Ланге с сыновьями", в Америку, чтобы купить в Бостоне часы "Валтгам" (так по-русски звучало название Waltham).
Особенно полюбилась Калашникову марка "Патек, Филипп и Ко" (Патек и Филипп владели фирмой друг за другом, и потому в XIX веке название фирмы писалось через запятую).
Калашников помещал "Патек Филипп" на первое место в каждом своём рекламном объявлении. Ведь из наших соотечественников часы этой марки носили и князья Щербатовы, и Лев Толстой, и композитор Чайковский, а из иностранцев — многие знаменитости, включая британскую королеву Викторию.
В Государственном историческом музее в Москве хранятся французские часы индустриального дизайна в виде паровоза, на их циферблате надпись: «М.П. Калашниковъ и Сынъ».
Помимо руководства собственной фирмой Петр Михайлович с 40-летнего возраста стал видным деятелем купеческого сообщества. В 1888–1910 годы он являлся директором правления "Общества Верхних торговых рядов в Москве на Красной площади", то есть с первых дней, когда началось строительство нового здания на Красной площади, существующего как ГУМ и сегодня.
Он и свой магазин с 1893 года перевел с Ильинки в Верхние торговые ряды, где арендовал помещение в самом центре здания — как указывалось в рекламе, "средний пассаж, у ротонды". То есть, говоря на нынешнем языке, "в центре ГУМа у фонтана".
На общественном поприще
Петр Михайлович Калашников, обладавший повышенным чувством общественного долга, начал довольно рано участвовать в благотворительности.
В возрасте 24 лет он, вместе с крупнейшим текстильным фабрикантом Фролом Ермаковым и директором ряда крупных компаний банкиром Козьмой Солдатенковым, в 1871 году стал членом-учредителем "Общества попечения о детях лиц, ссылаемых по судебным приговорам в Сибирь".
Движимые чувством христианского милосердия московские купцы решили помогать семьям осужденных, которые оставались без средств к существованию. Чтобы обездоленным детям не пришлось попрошайничать на улице, был устроен сиротский приют, где дети получали не только кров и пищу, но и обучались ремеслу.
Калашников финансировал экипировку санитарного отряда и передвижного госпиталя во время русско-турецкой войны на Балканах в 1877–1878 годах, а также Покровский госпиталь для воинов в Москве и за это заслужил памятную награду Российского общества Красного Креста — золотую медаль "За усердие" на Владимирской ленте, врученную ему императрицей Марией Федоровной, супругой Александра III.
Являлся попечителем московской Владычне-Покровской общины сестер милосердия с 1882 года. В 1886 году Петр Михайлович стал членом совета богадельни Немировых-Колодкиных для слепых женщин.
В 1882 году в Москве проходила грандиозная Всероссийская промышленно-художественная выставка. Она стала событием, о котором еще несколько лет говорили. Работа Калашникова в качестве одного из организаторов выставки была оценена очень высоко — по представлению министра финансов он был награжден царем Александром III золотой медалью "За полезное" на Александровской ленте. С этого момента общественно-коммерческая деятельность Калашникова приобретает российский масштаб.
Его способности руководителя оценила не только власть, но и взыскательные соратники-купцы, избравшие его членом Нижегородского ярмарочного комитета. На Макарьевскую ярмарку в Нижнем Новгороде ежегодно съезжались купцы со всей России и из-за границы для заключения миллионных оптовых сделок. По экспертным оценкам, 40–45% торговых оборотов крупнейших российских фирм приходилось на контракты, заключенные на ярмарке.
За успехи в предпринимательстве в 1910 году 63-летнему Петру Михайловичу Калашникову было присвоено звание коммерции советника. Калашников и тут остался собой: благодаря выдвинувшее его на почетное звание купечество, он сказал, что расценивает награду не только как исключительное личное достижение, но и как знак признания обществом важности предпринимательской деятельности.
Ведя активный образ жизни, Калашников не щадил себя. Он скончался 4 августа 1910 года прямо на заседании ярмарочного комитета в Нижнем Новгороде. Было ему 65 лет. После похорон была исполнена воля покойного — венков не возлагать, а деньги передать "на добрые дела", то есть в помощь бедным и нуждающимся согражданам.
У него остались, сын и трое дочерей. Некоторые потомки рода Калашниковых до сих пор живут в Москве.
Торговый дом "М.П. Калашниковъ и сынъ" существовал до 1917 года. После революции на базе этого торгового дома была образована организация Государственный трест точной механики (Гострест Точмех).
Нравятся наши публикации? Тогда подписывайтесь на наш канала, ставьте лайки и оставляйте комментарии.
Мы в соц. сетях: