Найти в Дзене
SOULMATE

ЧТО ОБЩЕГО У ЛАЗАРЕВА И ЛОМОНОСОВА: ИСТОРИЯ ФИЛИАЛА МГУ В СЕВАСТОПОЛЕ

История самого университета начинается с 5 февраля 1999 года, когда мэр Москвы, Юрий Михайлович Лужков, подписал указ об основании Черноморского филиала Московского Государственного Университета. Однако история самого здания уходит далеко в XIX век. По замыслу адмирала Михаила Петровича Лазарева, губернатора города на тот момент, на корабельной стороне Севастополя на вершине Южной бухты были построены адмиралтейство и казармы для изучения морского дела. Более шести тысяч моряков могли поместиться в девяти учебных корпусах – восемь трехэтажных и одно двухэтажное здания. Строительство, начавшееся весной 1835 года, растянулось на долгие годы, вплоть до начала Крымской войны. Та часть грунта, которая была срезана с холма Южной бухты, была использована для засыпки озера в части города, где сегодня находится железнодорожный вокзал. Архитектором здания был английский инженер Джон Уптон, который служил в Севастополе, а поэтому принял участие в проектировании многих построек города. С архитекту

История самого университета начинается с 5 февраля 1999 года, когда мэр Москвы, Юрий Михайлович Лужков, подписал указ об основании Черноморского филиала Московского Государственного Университета. Однако история самого здания уходит далеко в XIX век.

По замыслу адмирала Михаила Петровича Лазарева, губернатора города на тот момент, на корабельной стороне Севастополя на вершине Южной бухты были построены адмиралтейство и казармы для изучения морского дела. Более шести тысяч моряков могли поместиться в девяти учебных корпусах – восемь трехэтажных и одно двухэтажное здания. Строительство, начавшееся весной 1835 года, растянулось на долгие годы, вплоть до начала Крымской войны. Та часть грунта, которая была срезана с холма Южной бухты, была использована для засыпки озера в части города, где сегодня находится железнодорожный вокзал.

Архитектором здания был английский инженер Джон Уптон, который служил в Севастополе, а поэтому принял участие в проектировании многих построек города. С архитектурной точки зрения главным ресурсом для строительства был пильный известняк из местного карьера в Инкермане. Монументальные формы ампирного стиля подчеркивали мощь «империи», от которой происходит названия этого стиля. Примерами памятников архитектуры, выполненных в таких техниках, могут послужить Казанский и Исаакиевский соборы в Санкт-Петербурге или Триумфальная арка Каррузель в Париже.

Для построек такого типа характерна строгая зеркальная симметрия как снаружи, так и внутри здания. Не использовались только пышные украшения и детали декора, потому что они были излишни для здания, использовавшегося в военных целях. Животные и фантазийные сюжеты также используются в этом стиле как его отличительная особенность, поэтому до некоторого времени снаружи здания университета, с обеих сторон от входа находились изваяния львов.

-2

Кукса Анатолий Евгеньевич, фотограф и видеограф Филиала: «Раньше у входа действительно стояли два льва. Их убрали, потому что они уже страшные были, из гипса ведь сделанные, а не из мрамора. Убрали их, когда реконструировали эти здания, но в 1999 году они еще были. До МГУ здесь была воинская часть, школа мичманов, а в 1931 году - военное училище – на углу здания даже висит мемориальная доска. Фотографии все сохранились, некоторые из них даже я делал, когда в газете работал».

На месте спортивного комплекса раньше располагались прачечная и автопарк воинской части. Та часть реставрированных казарм, что находится за комплексом, была запланирована для использования: половина для общежития, половина для библиотеки и хранилищ, но нерешенным остался финансовый вопрос. Несмотря на это, здание официально числится за филиалом, а все, что стоит за общежитием, относится к морскому университету.

Посмотреть на море с территории Филиала не выйдет: сейчас там стоит зеленый забор. Его поставили в целях безопасности. А если вы обратите внимание на трансформаторную будку, то за ней можно увидеть два пролета старого забора, который стоял по всей длине этого обрыва. Его снесло во время сильного ливня, и вся ниша, к которой мы спускаемся, чтобы посмотреть на море, была заполнена водой. Она постепенно стекала, но дренаж не выдержал, и забор обрушился.

-3

Поскольку здесь была военная часть, то кафе «Матрица» раньше была чайной, где солдаты в свободное время могли прийти купить лимонада, например. В ней никогда ничего не готовилось: вся еда привозилась в больших зеленых военных термосах. Когда в 2003 году начали проводить интернет в университете, то из этой чайной сделали интернет-кафе: поэтому его и назвали «Матрица». А вот закрылось оно относительно недавно, в 2017-2018 году, по санитарно-эпидемиологическим причинам.

Во время Крымской войны (1853-1856) казармы использовались по назначению – в военных целях, несмотря на то, что стройка еще не завершилась. Толстые стены защитили строения от бомбардировок во все войны, которые проходили на территории Севастополя. Раньше напротив главного учебного корпуса был храм, который разрушили.

«Во время реконструкции на первом этаже, в районе первой башенки от лабораторного корпуса, матросы копались в стенах и нашли клад. Простенький, еще времен Крымской войны. Там нашли французские монеты, пробки, пуговицы, письма французов. В лучшем случае его могли передать музею Черноморского флота или в Панораму».

Перед главным учебным корпусом раньше размещался памятник адмиралу Лазареву, установленный в 1867 году. Но он был снесен большевиками в 1928. Существовал даже проект по восстановлению памятника севастопольского скульптора Станислава Александровича Чижа, но вместе с его уходом из жизни ушел и макет памятника.

За все время своего существования в Лазаревских казармах размещалось несколько учебных заведений, не только Филиал МГУ. Так, здесь работали и учебный отряд Черноморского флота, и Военно-морское училище.

Сегодня в «ансамбль» Лазаревских сооружений добавлены студенческая столовая, Дом культуры, спортивно-оздоровительный комплекс и общежитие, но его частью они все-таки не являются. Однако некоторые здания изначального проекта казарм до сих пор пустуют.

Еще Казимир Малевич в статье «Архитектура как пощечина бетоно-железу» говорил о том, что только искусство архитектуры способно в себе носить черты и элементы современности с ее непостоянностью и порой пугающей изменчивостью, но это не значит, что архитектура не обрастает историями прошлого. То, что было ново даже несколько лет назад, для нас уже приукрашенная история: еще несколько лет, и об этом начнут писать книги и учебники. Так небоскребы с лифтами украшаются древнегреческими амурами, а в военных казармах теперь учатся студенты.

Автор: Вероника Шаповалова

Следите за новостями Soulmate в других источниках!

ВК: https://vk.com/soulmate_msu

Сайт: http://soulmatemagazine.tilda.ws/