128,9K подписчиков

Ни стола, ни кипятка, а проводник вышел на полпути. Поездка по Италии в одноместном купе

92K прочитали

Италия – страна, где сохранились и продолжают работать поезда дальнего следования в классическом российском понимании. Там нет плацкартных вагонов, но есть сидячка, а также купе, в которых могут ехать один, два, три или четыре человека. Один из таких поездов меньше чем за сутки проходит всю страну с юга на север. Я проехал в этом поезде часть пути и провел восемь часов в одноместном купе.

Интерьер спального вагона Delux модели UIX-C
Интерьер спального вагона Delux модели UIX-C

Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда. Наш сайт – 1520.today.

Из ниоткуда в никуда

Италия – страна скоростных железных дорог. И когда мне нужно было ехать из Рима в Милан, я не думал, что мне удастся «поймать» место в классическом поезде дальнего следования. Однако зря! Оказалось, что такие поезда есть и даже ходят несколько раз в день.

Сайт по продаже билетов устроен таким образом, что ты не видишь полный маршрут поезда. В момент покупки кажется, что поезд идет строго по нужному маршруту – в моем случае от Рима до Милана. Есть, правда, отдельный сайт, где можно узнать о фактическом времени прохождения поездом станций и – как побочный эффект – посмотреть маршрут целиком.

У меня были ночные и дневные варианты для путешествия. Я выбрал дневной – хотелось смотреть в окно и нормально пофотографировать в вагоне. Поезд мой шел из города Реджо-ди-Калабрия – это самая южная точка, которую в википедии называют «край итальянского сапога» – на север в Турин, от которого рукой подать до Швейцарии и Франции. Из Реджо-ди-Калабрии поезд уходит в 22:30, а в Турин пребывает на следующий день в 18:28. Как же не хватает европейского аналога Яндекс.Расписания, чтобы можно было увидеть маршрут на карте!

Скриншот электронной версии билета
Скриншот электронной версии билета

Мой билет стоил 109,90 евро, что в пересчете на российские деньги – около 6500-7000 рублей – при покупке за три дня до отправления. Покупал я билет в автомате на вокзале за наличные, т.к. российские карты в Европе не работают. Электронную версию билета получил по почте. Цена соизмерима со стоимостью СВ в поезде Петербург – Москва. При этом я гарантированно получал одноместное купе. Скоростные поезда из Рима в Милан, которые вместо восьми часов идут три часа, стоили дешевле в среднем на 30%.

Ценообразование и порядок продажи билетов остался для меня загадкой. Я смотрел билеты на другие даты и видел, что цена за проезд в вагоне по всему маршруту часто оказывается ниже, чем по части маршрута, а если ехать вдвоем, то выкуп такого купе на двоих будет стоить столько же, сколько два кресла в сидячем вагоне. При этом путешествие в сидячем вагоне этого поезда очевидно дешевле, чем в сидячем вагоне скоростного поезда.

Слава итальянской непунктуальности!

Мое путешествие в Риме начиналось в 7:18 на вокзале Roma Tiburtina (Тибуртина).

Вокзал Roma Tiburtina (Тибуртина) – второй по размеру вокзал Рима после Roma Termini (Термини). По всем расчетам от того места, где я жил, до вокзала Тибуртина было около часа езды. Я вышел за полтора часа, но уже по пути я стал понимать, что опаздываю. Метро в Риме – сильно так себе, а вокзал находится на линии с «вилочным движением» (как Филевская линия в Москве). Чтобы добраться от центра города, нужно дождаться правильного поезда, который чередуется с «неправильным». Нужно ли говорить, что нужный мне поезд пришел не сразу.

Фрагмент схемы второй линии римского метро
Фрагмент схемы второй линии римского метро

Я еще был в метро в 7:17 (но уже на нужной станции) и продумывал варианты, как буду догонять свой поезд, до отправления которого оставалась всего минута (вариант был один – купить билет на скоростной поезд до Флоренции, обогнать свой и дождаться его там, но это лишние траты).

Я бежал. Выход из метро вел в подземный переход под платформами. Моя платформа – само собой, самая дальняя.

К счастью, Италия – не очень пунктуальная в железнодорожном плане страна. Когда в 7:19 я вбежал на платформу, я увидел, что мой поезд едет. Но он не отправлялся, а прибывал!

В поезде было восемь вагонов UIX-C итальянского производства (такие производились в 1964 – 1985 годах). На моем нанесена надпись Delux.

Вагоны ночного поезда дальнего следования в Италии
Вагоны ночного поезда дальнего следования в Италии
Вагоны ночного поезда дальнего следования в Италии
Вагоны ночного поезда дальнего следования в Италии

Проводник, который вышел

В вагоне меня встретил проводник, он проверил билет и попросил паспорт, данные которого, к слову, я не вводил при покупке (только имя и фамилию). Проводник не говорил по-английски, а я по-итальянски. Однако я понял его предупреждение: в 11:36, то есть во Флоренции, обслуживание будет прекращено. Учитывая, что Милан только в 16:01, я удивился такому ходу событий.

Все купе в вагоне были однотипными. Российскому пассажиру такие купе напомнили бы СВ «Стрижа».

Интерьер спального вагона поезда дальнего следования в Италии
Интерьер спального вагона поезда дальнего следования в Италии

Нижнюю полку можно превратить в два сидячих места или кровать. Верхняя полка в моем случае была сложена, но в теории ее можно было бы опустить и тогда купе стало бы двухместным.

Интерьер спального вагона поезда дальнего следования в Италии
Интерьер спального вагона поезда дальнего следования в Италии

У окна – шкаф с раковиной. Подача воды – нажатием педалей.

Интерьер спального вагона поезда дальнего следования в Италии
Интерьер спального вагона поезда дальнего следования в Италии

Моя нижняя полка была заправлена. Простынь и одеяло в пододеяльнике уже лежали на месте, подушка убрана в запаянный пакет, аналогичным образом было спрятано и полотенце.

Интересно, что с точки зрения итальянцев пассажир спит к окну ногами. Все светильники, розетки и кнопки управления освещениям находятся со стороны двери. Постель тоже была заправлена с расчетом на то, что я лягу к двери головой.

Интерьер спального вагона поезда дальнего следования в Италии
Интерьер спального вагона поезда дальнего следования в Италии

На небольшом и совсем нефункциональном столике меня ждал небольшой ланч-набор. В него входили круассан, шоколадная паста, две картонные коробки по 0,5 питьевой воды, какие-то сухарики, сок и шоколадка.

Питание, которое входит в стоимость билета
Питание, которое входит в стоимость билета

В дорожный набор входили одноразовая бритва, зубная щетка с пастой, мыло, одноразовые полиэтиленовые (!) тапки, пара влажных салфеток и бумажный пакет для мусора.

Дорожный набор в итальянском поезде
Дорожный набор в итальянском поезде

В купе можно регулировать освещение и температуру воздуха, есть розетка.

Интерьер спального вагона поезда дальнего следования в Италии
Интерьер спального вагона поезда дальнего следования в Италии

При этом вентиляция в купе не отключается – если делаешь теплее, то из вентиляционного отверстия у окна дует теплый воздух, если холоднее – то прохладный.

Регулятор температуры воздуха в купе
Регулятор температуры воздуха в купе

То есть это честная вентиляция – как в вагонах РИЦ австро-германо-российского производства для РЖД и как была в «Стриже». К сожалению, в тверских вагонах ничего подобного до сих пор не могут сделать, поэтому в российских купе климат оставляет желать лучшего, а принудительная приточка – из области фантастики.

Интерьер спального вагона поезда дальнего следования в Италии
Интерьер спального вагона поезда дальнего следования в Италии

Гравитационный туалет и пляски с кипятком

Идем смотреть туалет. Здесь все аскетично. Раковина и унитаз.

Интерьер спального вагона поезда дальнего следования в Италии
Интерьер спального вагона поезда дальнего следования в Италии

В России такой туалет называют гравитационным. То есть все содержимое выходит на улицу через трубу. В унитазе видны мелькающие шпалы. У РЖД таких туалетов почти не осталось.

Гравитационный туалет в поезде дальнего следования в Италии
Гравитационный туалет в поезде дальнего следования в Италии

Часа через два после начала поездки я пришел к проводнику с просьбой добыть мне кипятка, чем привел его в замешательство. У него была только кофемашина. Итальянцы! Сперва проводник сказал, что у него нет возможности найти кипяток, но минут через десять постучался ко мне в купе и сообщил, что придумал как решить вопрос. Он научился добывать из кофемашины горячую воду, но так как мой термос был слишком большим, он взялся переливать воду через бумажный стаканчик.

Wi-Fi в поезде отсутствовал (хотя в скоростных поездах он есть), зато была свежая пресса.

Интерьер спального вагона поезда дальнего следования в Италии
Интерьер спального вагона поезда дальнего следования в Италии

Не понравилось то, что посидеть и поработать с ноутбуком было совершенно негде. Я даже поднял свою нижнюю полку, превратив ее в два кресла. Все равно неудобно!

Интерьер спального вагона поезда дальнего следования в Италии
Интерьер спального вагона поезда дальнего следования в Италии

Замуровали

Впечатления от самой поездки остались очень смешанные. Я долго не мог уснуть, потому что поезд идет совсем в другом ритме, чем в России. Он очень быстро разгоняется и очень быстро тормозит. Где-то минута с небольшим ему была нужна, чтобы скинуть скорость со 150 км/ч до полной остановки! И вся дорога – с ускорениями и торможением. Это связано с тем, что поезд вписан в график между электричками и скоростными поездами. Электровоз за восемь часов не поменяли ни разу. Не удивлюсь, если один локомотив работает на всем маршруте. Технических стоянок тоже не было.

Интерьер спального вагона поезда дальнего следования в Италии
Интерьер спального вагона поезда дальнего следования в Италии

При этом сам путь идеально ровный и никакой лишней вибрации или стука я не заметил.

Интерьер спального вагона поезда дальнего следования в Италии
Интерьер спального вагона поезда дальнего следования в Италии

Проводник, как и обещал, во Флоренции закрыл свое купе и вышел с чемоданом в руках. Кстати, во Флоренции, кажется, вышли все или почти все пассажиры. Похоже, что дальше в вагоне ехал только я. У меня возникло предположение, что на протяжении маршрута поезда каждое купе, вероятно, используется лишь однажды. Перестилать белье и убираться было просто некому, и я не видел, чтобы это кто-то делал. Проверить это сложно – сайт не показывает схему вагона и в случае с купейными вагонами не дает возможность выбрать место, назначая его случайно (в сидячих вагонах дает).

Самое большое приключение меня ждало по прибытии в Милан. Во-первых, никто меня не предупредил о прибытии. Но это ладно. Во-вторых, открыть дверь из вагона на улицу было некому. Я понажимал несколько кнопок, дверь не открылась, и я пошел по составу в поисках выхода. С учетом того, что я не знал, сколько стоит поезд, это было нервно.

Интерьер спального вагона поезда дальнего следования в Италии
Интерьер спального вагона поезда дальнего следования в Италии

В ближайших вагонах никого не было. Но, к счастью, в первом за локомотивом вагоне я увидел «прошаренных» пассажиров, которые знали секрет и открыли дверь, чтобы выйти покурить. Оказывается, у двери была классическая зеленая кнопка со стрелочками в разные стороны, но не там, где я ее искал. А так уехал бы дальше – никто и не заметил бы.

Интересное сокращение названия станции Milano Porta Garibaldi
Интересное сокращение названия станции Milano Porta Garibaldi

Позже я увидел, пару сотрудников поезда у последнего сидячего вагона. Кажется, это были единственные члены поездной бригады.

В общем, я вышел, а поезд уехал дальше.

Пара слов про локомотив. Это был электровоз итальянского производства FS E.402b (такие строили в 1996-2000 годы), который может работать на линиях с постоянным и переменным током, разгоняться до 220 км/ч. Кроме того, он оборудован системой дистанционного управления, которая позволяет ему ездить в составе поездов push-pull.

В новостях я нашел упоминания о том, что в Италии во время пандемии отменили многие ночные поезда со спальными вагонами. Теперь предлагается ехать сидя в скоростных поездах, в том числе на длинные расстояния – например, из Милана в Париж скоростной поезд идет 6,5 часов! То, что мне попался такой поезд, – скорее, исключение из правил. В статье про ночные спальные поезда в Википедии говорится, что они активно субсидируются государством, а на сайте перевозчика в разделе, где должны быть все расписания, расписания именно ночных поездов отсутствуют.

Кстати, скоростные поезда Рим – Милан ходят каждый час, а то и по несколько раз. А вот самолеты между главными городами Италии летают лишь трижды в сутки.