Культура винного пития и взаимоотношений с напитком является целым пластом и важной частью европейской культуры. В чем очередной раз убедилась, побывав на экскурсии в Музее Фабра в Монпелье.
Вот устрицы, корочка лимонной цедры, пышущие ароматом персики на столе голландского живописца Яна Давидса де Хеема. Детальность изображения вплоть до мельчайших частей он соединял с блистательным выбором цветовой гаммы и утончённым вкусом в построении композиции. Ян любил писать натюрморты с наполненными вином бокалами. Используя возможности цвета добивался высокой степени прозрачности, наделяя предметы полной реалистичностью.
Торговец на муле с полотна Кареля Дюжардана внимательно изучает содержимое в бокале, привлекая внимание работницы харчевни. Удивительно сознавать, что дело было триста лет назад! А значит, уже в те времена для определенной части человечества было небезынтересно знать, что именно они пьют и понимать нюансы.
Жан- Франсуа де Труа, французский художник рококо, писал легким и виртуозным мазком, следуя нравам свободной эпохи, много изображал наготу и радость расслабленного мира. Беспечность и праздник невозможно представить без вина и винного бога - искусителя Бахуса.
Первое Чудо, которое совершил Иисус, произошло в Кане Галилейской. На свадебном пиру Господь претворил воду в вино, и таким образом продемонстрировал людям свою божественную силу. Это чудо стало одним из первых кирпичиков крепкой веры апостолов Христа.
Решительный реалист Огюст Бартелеми Глэз был любителем ярких, живописных аккордов и оригинальных жанровых сцен. В данной композиции очевидно, что жизнь вращается вокруг вина с достаточно скудной закуской в виде фруктов. Однако бутыли закрыты, бокал замечен только в одной руке, и скорее использован для передачи эмоционального состояния героя.
Девушка вернулась с вечеринки и позволила себе расслабиться. Век 19й не допускал возможности выезжать женщине в общество в одиночку. Конечно, если этой женщиной не была Жорж Санд. Поэтому французский романтик 19 века Октав Тассар предусмотрительно изобразил рядом мужской цилиндр. Характерные для Тассара мрачные и тяжелые тона контрастируют со светом в бокале. К сожалению, со временем именно злоупотребление этим "светом" погубило гениального художника.
Одна из ранних картин великого французского реформатора Анри Матисса мне напомнила жизнь простого советского интеллигента с буханкой хлеба на столе и бутылью горилки, которую под философские разговоры можно пить неважно из какой емкости- кружки, чашки или граненого стакана. Ну очень реалистично и немного "дико" одновременно!