Найти в Дзене

Для чего советским паровозам удлинняли дымовые трубы?

Уважаемые читатели! Если вас интересуют мои статьи, прошу подписываться на канал. Если число подписчиков не увеличится, я буду вынужден прекратить работу на канале, как совершенно бесполезную для меня.

На довоенных фото ФД иногда встречаются паровозы с нарощенными дымовыми трубами.

На фото паровоз ФД21 с нарощенной трубой.  
 В послевоенные годы на фото трубы нарощены уже практически у всех ФД. Но для чего это делалось? Ветераны-паровозники рассказывали молодёжи, что чем выше труба, тем лучше тяга и лучше сгорание топлива в топке, ссылаясь на высокие трубы ещё бывших в работе дореволюционных паровозов. Но научного подтверждения этому не было. Но прикреплённая езда позволяла бригадам чувствовать себя хозяевами своего паровоза, и вносить в его конструкцию небольшие изменения 
для улучшения работы. Первоначально трубы наращивали в условиях депо, пользуясь тем, что есть под рукой.
 Благо, большой советский габарит позволял это делать. В паровозных  депо ставили удлиненные трубы или делали насадки, бывало, что на  переднюю часть трубы ставили дымоотбойные козырьки, как на паровозах дореволюционной постройки. Когда такие паровозы приходили на заводской ремонт, то поначалу все эти “навороты” безжалостно срезались, как не соответствующие альбомным чертежам, но потом ситуация изменилась. Инициатива снизу получила официальное одобрение после того, как опыты, проведенные в паровозном депо Узловая (тогда Московско-Курско-Донбасской дороги) по инициативе машиниста К.Я. Золотарева и кандидата технических наук А.С. Гордеева, показали, что инициатива снизу правильна, и что удлиннение дымовой трубы повышает тепловую эффективность и экономичность паровозного котла.  В ПКБ ЦТ МПС был разработан проект модернизации дымовытяжного устройства паровозов нескольких серий. Конструктивное же выполнение удлиннения трубы диктовалось габаритами конкретной серии паровоза. Габарит 1П действовавший в сороковых годах допускал наибольшую высоту паровоза от головки рельса 5 300 мм. Вариант модернизации для паровоза ФД предусматривал удлиннение дымовой трубы на 950 мм!!!! Почти на метр!  Но поскольку высота верхнего обреза трубы паровоза была 4 650 мм (ИС - 4 825 мм), то видимая снаружи часть трубы удлиннялась на 550 мм, а раструб внутри дымовой камеры – на 400 мм. Насадка на трубу паровоза ИС была немного ниже. Если на большинстве паровозов ФД насадка ставилась на стандартную трубу, то на некоторых ФД  Донецкой дороги устанавливались отлитые заново удлинненные дымовые трубы. Высота паровоза  Л ( 5 000 мм ) допускала установку насадки не более 300 мм.
На фото паровоз ФД21 с нарощенной трубой. В послевоенные годы на фото трубы нарощены уже практически у всех ФД. Но для чего это делалось? Ветераны-паровозники рассказывали молодёжи, что чем выше труба, тем лучше тяга и лучше сгорание топлива в топке, ссылаясь на высокие трубы ещё бывших в работе дореволюционных паровозов. Но научного подтверждения этому не было. Но прикреплённая езда позволяла бригадам чувствовать себя хозяевами своего паровоза, и вносить в его конструкцию небольшие изменения для улучшения работы. Первоначально трубы наращивали в условиях депо, пользуясь тем, что есть под рукой. Благо, большой советский габарит позволял это делать. В паровозных депо ставили удлиненные трубы или делали насадки, бывало, что на переднюю часть трубы ставили дымоотбойные козырьки, как на паровозах дореволюционной постройки. Когда такие паровозы приходили на заводской ремонт, то поначалу все эти “навороты” безжалостно срезались, как не соответствующие альбомным чертежам, но потом ситуация изменилась. Инициатива снизу получила официальное одобрение после того, как опыты, проведенные в паровозном депо Узловая (тогда Московско-Курско-Донбасской дороги) по инициативе машиниста К.Я. Золотарева и кандидата технических наук А.С. Гордеева, показали, что инициатива снизу правильна, и что удлиннение дымовой трубы повышает тепловую эффективность и экономичность паровозного котла. В ПКБ ЦТ МПС был разработан проект модернизации дымовытяжного устройства паровозов нескольких серий. Конструктивное же выполнение удлиннения трубы диктовалось габаритами конкретной серии паровоза. Габарит 1П действовавший в сороковых годах допускал наибольшую высоту паровоза от головки рельса 5 300 мм. Вариант модернизации для паровоза ФД предусматривал удлиннение дымовой трубы на 950 мм!!!! Почти на метр! Но поскольку высота верхнего обреза трубы паровоза была 4 650 мм (ИС - 4 825 мм), то видимая снаружи часть трубы удлиннялась на 550 мм, а раструб внутри дымовой камеры – на 400 мм. Насадка на трубу паровоза ИС была немного ниже. Если на большинстве паровозов ФД насадка ставилась на стандартную трубу, то на некоторых ФД Донецкой дороги устанавливались отлитые заново удлинненные дымовые трубы. Высота паровоза Л ( 5 000 мм ) допускала установку насадки не более 300 мм.
Паровоз-памятник Л-3927 с нарощенной трубой в депо Магдагачи.
Паровоз-памятник Л-3927 с нарощенной трубой в депо Магдагачи.

А вот высота обреза дымовой трубы паровоза СО (5 230 мм ) установку сколько – ни будь эффективной насадки не допускала, поэтому его труба удлиннялась только внутри дымовой камеры на 820 мм!

(С) Волков С. П.

#паровозы СССР #железная дорога #удлиннять трубу #паровоз # Гордеев-Золотарёв