Внутренняя политика Николая I, предполагавшая жёсткий контроль за людьми, требовала более стабильной социальной опоры для монарха — возникала вероятность бунта или дворцового переворота, поэтому рассчитывать он мог только на узкий круг доверенных лиц (высшего дворянства).
К тому же, такое резкое расширение бюрократического аппарата должно было увеличить количество дворян, больше мест в государственном секторе — больше людей, продвигающихся по Табели о рангах.
Эти две причины подталкивали Николая на пересмотр позиций дворянства.
Дворяне
Русская аристократия в XIX веке переживала кризис, её «Золотой век» подходил к концу. Все больше помещиков разорялись: количество дворян без земли либо же с небольшими земельными наделами составляло около 60%, многие не могли сохранить свои доходы, труд крепостных был всё менее эффективным.
Количество крупных землевладельцев не превышало 2%, эти цифры ухудшало и то, что помещичьи хозяйства часто дробились, разделялись между сыновьями при наследовании. Это снижало количество добываемого зерна, не позволяло развивать методы ведения хозяйства, внедрять достижения науки и техники.
Экономические трудности сопровождались проблемами нравов. Дворяне к XIX веку почти не обладали обязанностями перед государством: они имели право не служить, были освобождены от большинства налогов, наследование титула не давало стимулов к работе на государство (зачем продвигаться по Табели, когда всего уже добились твои предки?).
Все эти факторы способствовали снижению уровня образования, что, в свою очередь, приводило их к обеднению. Новые поколения дворян не умели вести хозяйство, безответственно обращались с капиталом и деньгам, доставшимися им.
Правительство видело выход из этой ситуации в попытке ограничить доступ в высшие круги общества и в укреплении, сохранении и поддержке дворян:
- 1832 г. — издан указ о создании новых категорий лиц «податного сословия» — потомственных и личных почётных граждан. Это ограничивало доступ к поучению дворянского титула горожанам.
- 1845 г. — реформа Табели о рангах, согласно которой были сдвинуты ранги, дававшие служащим дворянский титул: личное дворянство — с 9-го ранга (ранее с 14-го), потомственное — с 5-го (ранее с 8-го).
- 1845 г. — издан указ, согласно которому запрещалось дробление крупных помещичьих хозяйств.
Крупных изменений в обществе за изданием этих законов не последовало, они лишь зацементировали ту обстановку, в которой дворяне находились. Сословие продолжило беднеть и вырождаться, этот процесс еще ускорил начавшийся в России промышленный переворот.
Возникали невообразимые, на первый взгляд, ситуации — некоторые крестьяне за счет торгового оборота и грамотного использования своих хозяйств имели доходы выше, чем у их хозяев. Таких крепостных называли капиталистыми.
Крестьяне
Крупнейшей социальной проблемой России оставалось крепостное право, и Николай это осознавал. От рабского положения крестьян не только страдала экономика, но и рос уровень недовольства — в 1830-х и 1840-х годах бунты крестьян стали происходить чаще. Крепостничество угрожало монархии куда сильнее, чем революционные настроения среди интеллигенции.
Мы сделали файл, где собрано 100 самых важных дат для ЕГЭ по истории. Жми сюда, чтобы получить его ВКонтакте.
Останавливало императора то же препятствие, что и Александра I — отмена крепостного права грозила крупным ударом по дворянству, они продолжали активно протестовать против подобного решения. Николай не находил в своем окружении единомышленников.
Ситуация удручала, но было принято решение действовать, однако проекты по подготовке реформ готовились тайно — для этого были созданы секретные комитеты — а большинство реформ были точечными, небольшими:
- 1827 г. — издан указ, запрещавший отдавать крестьян на заводы.
- 1828 г. — издан указ, ограничивающий право дворян ссылать крестьян в Сибирь.
- 1833 г. — появился запрет на разделение крестьянских семей и запрет на оплату долгов крепостными.
- 1841 г. — дворянам, не владеющим землей, запретили покупать крестьян.
Но необходимых результатов добиться не удалось — положение большинства крестьян оставалось бедственным. Не помог и Указ об обязанных крестьянах 1842 года, по которому крестьяне могли быть освобождены от зависимости с земельным наделом в обмен на сохранение повинностей. Так же, как и по указу брата, инициатором освобождения мог быть только помещик, поэтому лишь 0,025% крестьян попало под действие этого закона.
Реформа государственной деревни
Крупным достижением социальной политики и некоторым экспериментом по отмене крепостничества стала серия реформ 1837-1841 годов по улучшению положения государственных крестьян. Для этого было сформировано пятое отделение канцелярии, руководил проектом П.Д. Киселёв.
Реформа должна была снизить уровень недовольства среди крестьян (в 1830-х в государственных хозяйствах произошла серия бунтов из-за повышения оброка) и продемонстрировать помещикам, что улучшение уровня жизни приведёт к повышению работоспособности крепостных.
Основными мероприятиями были:
- Введение крестьянского самоуправления
- Реструктурирование налогообложения государственных деревень
- Наделение земельными наделами семьи, которым её не хватало
- Улучшение деревенской инфраструктуры — увеличение количества школ, медицинских учреждений, дорог
Этот эксперимент подтвердил опасения Николая о реакции дворян — они восприняли реформу негативно, подозревая, что государство следом возьмется за частновладельческих крестьян. С другой стороны, уровень жизни в деревнях, где были проведены изменения, сильно возрос, снизился уровень смертности, крестьянские дети стали чаще заканчивать школы.
Итоги
Внутренняя политика Николая I окончилась противоречивым и непонятным для него результатом: созданная система контроля за населением, которая должна была увеличить присутствие «верхов» во всех сферах государства, на деле обернулась огромной бюрократической машиной. Эта машина работала уже без императора и большинство указов попросту терялось на столах у местных чиновников.
Подобная ситуация была и в социальных вопросах: решения, которые должны были снизить напряженность, чаще лишь приводили к её росту. Осторожность и секретность в принятии решений только закрепляли образ царя-реакционера.