Найти тему
Valery Sannikov

Русские исторические скрепы.

Основными формами сплочения русских людей на многие века стали русские скрепы (русскость). Они образовывались не одновременно, но каждая из них была по-своему благотворна и лишь усиливала единение, способствуя противостоять угрозе распада из-за внутренних усобиц и ужасающего внешнего давления. Такими надёжными скрепами стали:

1. Единое государство (Русь, затем Россия).

2. Единая власть (русский князь, великий князь, царь).

3. Единый народ (русский народ как совокупность славянских племён и родов).

4. Единая обрядовость и культура.

5. Единый язык (русский язык).

6. Единая письменность (кириллица).

7. Единая вера (православие).

8. Единая правда (признание существования высшей справедливости, суда и наказания).

9. Единый дух (русский дух как осознание своей сплочённости и принадлежности к Руси, как готовность защищать русский мир).

10. Единая идея (правопреемственность от Византии, защита и несение православной веры).

Сегодня эти скрепы можно смело признать историческими. В наши дни они требуют глубокого переосмысления и переработки, чтобы снова стать объединяющими и нечаянно не оказаться тормозом в развитии страны.

Самые первые скрепы – возникновение единого древнерусского государства и единой централизованной княжеской власти, образующей схожую высшую административную систему на местах.

Плохо ли, хорошо ли складывались русские государственные структуры, не нам судить. Обширность земель, неблагоприятный климат, слабость связей, внутренняя разобщённость, внешние угрозы обрекали и подталкивали Русь к жёсткому единовластию (самодержавию в дальнейшем) как форме выживания и сохранения нашей цивилизации.

Славянские племена (не все и не сразу), принимая русскость как единение, начинают обозначаться как единый народ. Формирование этой скрепы было длительным, но сегодня в отличие от соседних народов северо-восточные славяне не делят себя на племена (ильменские словене, кривичи, дреговичи и т.д.) или отдельные народности (новгородцы, владимирцы, рязанцы и т.д.), а считают себя одной русской нацией. Выделяющаяся идентичность отдельных славянских родов и племён утрачена, чего нельзя сказать о финно-угорских, тюркских или кавказских народностях. Только последовавшая временная раздробленность русских княжеств сделала славян регионально чуть отличающимися друг от друга.

Но сразу хочу отметить своё несогласие с национальной основой русскости. Да, объединительным ядром Руси явились восточнославянские племена и их территории, но русскость шире славянства, что и позволило вначале создать Древнерусское государство и в дальнейшем через Русское царство трансформировать его в Российскую империю. Наше устаревшее понимание русских как национального признака начинает мешать развитию современной федеративной России. Русский народ многонационален.

Обрядовость на основе славянского язычества вырабатывала общую культуру. Это единство корней в дальнейшем повлияло и на своеобразие русского христианства.

Русский язык, как ни удивительно, тоже отдал нам своё имя. Мы говорим на родной славянской речи, а не на смеси северогерманских диалектов. Варяги, ассимилируясь, заговорили по-славянски, а не наоборот. Это ещё раз подтверждает совершенно иной принцип возникновения нашего государства в отличии от действительно раздавленных в языковом и культурном смысле западных колоний, заговоривших на испанском, португальском, английском и прочих языках доминионов.

Нельзя сомневаться, что закреплению русского языка как восточнославянского и почти полному стиранию варяжского влияния способствовало Крещение Руси и появление кириллической азбуки и правописания. Единая вера, язык и письменность – скрепы, обозначившие людей из восточнославянских племён не просто как подушевое население Руси (народ), а как единую нацию.

-2

Под влиянием первых русских скреп стал складываться и русский характер – незлобивость, добрососедство, уважение друг к другу, взаимопомощь, милосердие, понимание, ожидание равного к себе обращения.

Решение трудовых и оборонных задач сообща (общинность, вынужденный коллективизм) определились как физическая невозможность выживания славянских племён по отдельности в тяжёлых природных условиях и при постоянных угрозах нашествий. Увы, община и её тяготы (оброк, круговая порука, крепость) окажут и своё негативное влияние на развитие русского общежития.

Как ответ на неблагоприятные природные (а затем часто и социально-бытовые) условия появляется русская смекалка – вечное соединение несоединимого, каша из топора, четырёхмерное индивидуальное творчество из-за нехватки ресурсов(?) и низкая готовность к массовому товарному производству при ресурсообилии(?), официально называемая русской ленью – форма индивидуальной защиты от поборов.

Единая правда – форма приближения Бога к жизни на земле. Она тесно переплетена с верой (любой, не только православной). Но если вера зовёт человека к Богу, то правда зовёт Бога к человеку.

Русская правда – это обращение к последней (высшей) инстанции за защитой, за справедливым разрешением жизненных неурядиц, проблемных дел, за пресечением бытовой неправды (хотя бы в будущем, хотя бы после смерти). Это примирение с земными притеснениями и дискомфортом в уповании на то, что бог всё видит и зачтёт, и (когда-нибудь, пусть не сегодня) обязательно заступится, и его возмездие для неправедных обидчиков будет неизбежным, где бы они ни находились. Ведь правда – она одна для всех, и для живущих и для покинувших этот мир. И земная несправедливость окажется не просто уравновешенной, а перевешенной небесной справедливостью.

Я не могу признать вечный наш поиск высшей правды позитивным благом. В ожидании Божественной отдачи человек не борется за себя и свои права. Будет защита с небес или не будет, человек уповает на неё. Потеряв надежду на земное правосудие, человек обращается к Богу. Потеряв веру в справедливость земной власти, человек обращается к Богу. Потеряв веру в людей, потеряв физическую защиту, устав искать правду на земле, осознавая невозможность так жить, человек обращается к Богу.

А Бог молчит. И русское долготерпение выливается в русский бунт, самую крайнюю (нравственную, но не юридическую) форму протеста. Потому что Бог знает, что человек ждал и терпел, и не осудит, когда человек решается стать орудием правды, противопоставляя себя земному закону и суду, вынесшему неправедный приговор. Рецепт, как преодолеть это наше качание между долготерпением и бунтом, в России появится только с установлением качественных правовых норм и контроля за действиями власти (правового государства и общества).

Понятие правды останется с нами вечно, пока существует человечество. Но сегодня оно преобразуется и становится надрелигиозным. Если верующий человек выбирает для себя поиск и защиту правды у Бога, то атеист опирается на Высший разум, космос, ноосферу, природу, т.е. так или иначе признаёт нечто высшее и справедливое, стоящее над земными (юридическими) законами, субъективными и несовершенными и которое согласно оправдать выход человека за рамки этих законов в сверхкрайних случаях. Сегодня понятие правды становится категорией нравственности любого человека, а не только верующего.

Эта русская надежда на существование высшей справедливости остаётся нашей скрепой. Да, я хочу её преобразования, но не исчезновения. Поясню. Русский бунт – крошечная часть реакции русского человека на несправедливость по отношению к себе. И если власть и человек всё-таки находят точки понимания, то всеразрушающего бунта, конфликта, катастрофы в стране не будет. Оптимальное обустройство внутрироссийской жизни нивелирует неправовое противостояние.

Но единая правда в русской трактовке не ограничивается физическими рамками России. Правда не ограничена ни в пространстве, ни во времени. И когда Бог не замечает несправедливости за русскими рубежами, поругания исторической памяти и тем паче допускает внешнее нашествие на русскую землю, тогда неминуемо включается самое «ужасное» для мира русское состояние – освободительная война, общенародная (и общегосударственная) мера восстановления правды, порядка и справедливости. Отсюда и народ-богоносец – народ, возвращающий божественное мироустановление, несущий кару и возмездие поправшим Бога.

-3

Освобождение здесь понятие всеохватывающее – это освобождение от физического, духовного, нравственного, культурного, религиозного, интеллектуального и прочего угнетения и порабощения плюс выбор будущего пути. Такая русская (уже надрелигиозная) освободительная миссия исчезнуть не имеет права.

Единый дух. Понимание каждого русского или считающего себя русским человека, что он является частью единого русского мира, а также готовность расширять, укреплять и защищать все аспекты и уровни общего цивилизационного пространства – это и есть русский дух. Русский дух – проявление осознанной воли, несгибаемости, твёрдости, стойкости при возникновении экзистенциальных (основополагающих) цивилизационных угроз и при решении цивилизационных задач. Любовь к России, патриотизм – вечная и незыблемая основа нашей идеологии.

Единая идея. Русскую идею в классическом виде (опора на самодержавие, православие и русский народ-богоносец) я оставляю истории и совести последних Романовых, не сумевших или не захотевших своевременно провести тотальное преобразование России. Альтернативы официальной религиозной идее третьего Рима в Российской империи быть не могло. Но провизантийская идея оказалась слишком узкой, а защита православной веры – это очень маленькие целевые рамки для расширяющейся России. В целом выполнив эту задачу, русская идея исчерпала себя и забуксовала, становясь тормозом для развития. К тому же как скрепа для объединения и направления энергии русских людей в русло защиты православия русская идея практически не касалась россиян-иноверцев.

Появление новых идейных форматов было неизбежно. Однако любая другая идея требовала и другую форму воплощения (конституционная монархия, буржуазная республика, народный социализм), т.е. вела к рассыпанию и переделу империи. Да и все наши исторические скрепы, подняв Русское царство, уже оказались малы для Российской империи. Они ещё как-то держали православный и ближний мир унитарно соединённой дореволюционной России, но свергнутый абсолютизм обрушил их вместе с собой.

Непринятие возможных компромиссов привело к исчезновению монархии и победе крайних идейных течений – ультракоммунистических, к системному и здравому развитию самой России мало относящихся. Советская Россия попыталась принудительно поменять русскость на советскость. Исторические скрепы были частью преобразованы (государство, язык, алфавит), частью завуалированы (единовластие, русский народ, русский дух), некоторые отброшены (русская правда, русская идея) и даже возвращены впоследствии (православие).

Но идея должна указывать цель и хотя бы намечать путь в будущее. Видение будущего в коммунизме оказалось целью в красивое никуда при отсутствии дорог (способов и возможностей) туда добраться. Сплотить же людей на голом энтузиазме, бессребренничестве, монашестве, отказе от материальных благ можно, но ненадолго. Дальше для поддержания такого сплочения понадобится жёсткая сила.

XXI век Россия встретила вообще без скреп. Но меня нисколько не удивляет, что в трагические 90-е даже исковерканная единственная структура в скрепе единовластия всё-таки смогла упереться и дать России время для перегруппировки. Я говорю об армии (силовиках).

Сегодня ясных системообразующих скреп у нашей страны нет. Новые скрепы, отражающие наше единение и общее понимание жизни и развития, пока чётко не сформулированы. Но в русскости, в этой генетической тяге к единению наше преимущество. И мы живы пока осознаём это.

Не сформулирована и объединяющая современную Россию идея. Ясно одно – социальные основы государственности более близки глубинному российскому восприятию чем безнравственность капитала. Одним словом, нашим философам и мыслителям работы здесь невпроворот.

Мы все должны понять – долговременное отсутствие внятной идеи – угроза единой федеративной России. Опираться на исторические скрепы Россия XXI века уже не может. Ярым русофилам (русским националистам, ура-патриотам, приверженцам домостроя) пора понять - скрепы не догма. Они сродни современной конституции, даже шире, т.к. в них заложена установка на будущее нашей страны.

Прежние исторические скрепы, в принципе вполне подходящие для моноэтнической ортодоксальной унитарной России в пределах русских областей и краёв, должны быть качественно переработаны, дополнены и приведены в соответствие с современным российским федеративным многообразием. Это осуществимо.

-4