В данной статье будет кратко пересказываться и разбираться "Истоки и смысл русского коммунизма" Николая Бердяева. В прошлой статье кратко пересказывался и разбирался "Дорога к рабству" Фридриха фон Хайека.
Приятного просмотра!
Автор и контекст написания книги
Николай Александрович Бердяев (1874-1948 гг.)-русский религиозный и политический философ, социолог; представитель русского экзистенциализма и персонализма. Николай родился в русской дворянской семье Бердяевых (хоть и имел польские и французские корни через мать. Получил военное образование и успел немного проучится в Киевском университете (отчислили за участие в студенческих беспорядках). Писал своеобразную политическую литературу (из своеобразного марксиста стал христианским белогвардейским философом). В 1920-ых годах выехал из СССР и до конца жизни жил за границей. Писал там разную белогвардейскую эмигрантскую литературу, одну из которых мы и будем разбирать.
"Истоки и смысл русского коммунизма" писались в 30-ых годах во Франции. Очевидно, что Николай мог с трудностью (ведь из Франции трудно анализировать СССР), но видеть, к чему привела Октябрьская революция в России. Жизнь в белогвардейской среде навряд ли способствовало объективности исследования русского коммунизма.
Содержание книги
В книге Николай намеревался изучить русский большевизм. Сначала он определил, что большевизм (= русский коммунизм) явление по большей части русское с примесью западного. Поэтому он решил изучить историю развития русской интеллигенции и сокращённо развития идей России.
По его изложению Россия с принятия христианства нормально развивалась по пути идей Третьего мира (Византия умерла, мы единственные православные, имеющие государство, значит мы новая Византия и центр православия и т.д.). В дальнейшем Никон своими реформами сделал раскол в православии тем самым сделав первый удар по идеям Третьего Рима. Потом пришёл Пётр Первый вынужденно жестоко (как большевики) уничтожил многие устарелые и просто аспекты русского общества. Благодаря этому Россия поднялась, но знать потеряла русскость и получилось противоречие (русский примитивный народ подчинён просвещённой западнической знати). Дальше Россия развивалась, но к 19 веку стала "нездорова". В империи было много свобод, благодаря "устремлённостью русской природы к бесконечности и безгранности".
Интеллигенция появилась в конце 18 века, с Радищева ("первого русского интеллигента"). На примере того же Радищева и других интеллигентов показал свойства интеллигенции, которые перейдут вплоть до большевиков: не дружили с властью, думали в основном о политике и т.д. Николай показывал, что интеллигенты были типично русскими и православными людьми (может просто их русские и православные свойства были в странной форме). Бердяев настольно показывал плавно развитие интеллигенции от Радищева до Ленина тем самым показав, что когда интеллигенты ужаснулись большевиками,он показал, что они ужаснулись своему отражению, который был их концом
Ещё кратко рассказал марксизм и покритиковал его со стороны идеализма. Ещё сказал очень странную фразу: "Из"(идей)" Маркса можно было сделать анархистические выводы."
Дальше автор кратко показал развитие русского марксизма от Плеханова (можно сказать первого русского марксиста) вплоть до Ленина. Показал, что Плеханов и Ленин имели разные взгляды на революцию (один хотел её ждать десятилетиями, другой уже хотел свершить)
Потом Николай говорил об ужасности (диктатура, богохульство, жестокость и т.д.) прихода большевиков, хоть и сказал, что благодаря их действиям Россия сохранилась.
Потом уходя в религию говорил, что приход большевиков к власти был намёком (видимо бога) христианам,начавшим грешить, что нужно чтить божьи заветы.
Ещё автор успел сказать, что в советской России произошло объединение русских идей Третьего Рима и идей марксизма и что если бы социалистическая революция произошла в других странах, то было менее жестоко и тоталитарно (ведь то и то русские черты), а СССР это страна государственного капитализм, где вся власть у бюрократии и т.д.
Мысли по поводу книги
1.Бердяев много говорил, что те или иные качества присущи русским. Мне интересно откуда это всё Николай знал? Он, что проводил исследования русских на присущие им черты или читал такие исследования? Очевидно, что такие черты,"присущие русским", являются просто ни на чём основанным бредом. Это также, как современные украинские националисты любят говорить о свободолюбии украинской нации и о рабском мышлении русских: основывают своё мнение на двух-трёх примерах из истории, а об неудобных умалчивают. Например, слова о русском рабском мышлении не соответствует существованию Новгородской и Псковских республик, множеству русских народных восстаний, например, Пугачёва и Разина, трём революциям и целой гражданской войне в начале 20 века, распаду СССР, в котором активно участвовали и русские деятели.
2.Исследование русской интеллигенции интересно смотрит на роль интеллигенции на формирование большевиков.
3.Автор в книге множества соотносил интеллигенцию и большевиков с православной традицией. Мне кажется это субъективщиной: любое событие и явление можно привязывать к религиям, к любым идеологиям, но от привязывания к чему-то оно таковым не станет.
Итог
Данная книга показывает полёт мысли белогвардейского философа Николая Бердяева: иногда дельно говорит, но в основном национализм и консерватизм с религией. Ещё как у всего белогвардейского движения у него нет чёткой идеологии, а солянка из разных частей: где-то православие, где-то либерализм, где-то даже социал-демократия (в современном понимании) и т.д.
#философия #история #коммунизм #политика #книга #историяроссии #россия