Найти тему
Короче, юикс

Да кто такой этот ваш UX-писатель

Оглавление

Книга #4. Кирилл Егерев «Этой кнопке нужен текст»

Когда я начинал искать полезную литературу о UX, первым делом, я тупо забивал в поисковики и на маркетплейсы запрос – «UX/UI книги». В первых позициях выдачи выпадали книги со словом «UX» в заголовке. Таких изданий было три: «Законы UX-дизайна» Джона Яблонски, «UX-дизайн» Расс Унгера и «Этой кнопке нужен текст. О UX-писательстве коротко и понятно» Кирилла Егерева. Вот на ней и остановимся сегодня.

Мотай вниз, если лень читать – там краткий вердикт.

Забегая вперед, скажу, что этой книге я поставил высокие баллы, прежде всего за легкую подачу. Автор как будто твой старый знакомый, с которым ты давно не виделся, и вот вы встретились и он рассказывает тебе о своей работе.

Раздуваем штат

Перейдем к самому главному – почему эту книгу стоит прочитать. Продуктовый подход при разработке приложений, сервисов и сайтов в том виде, в котором он есть сейчас, формировался постепенно. Команды разработчиков обретали все новых и новых коллег. С каждый годом осознавалась необходимость новых компетенций. Так дизайн лег под ответственность дизайнеров интерфейсов, аналитика – на продуктовых аналитиков, исследования – на ux-исследователей, а управление всеми процессами разработки продукта легло на продактов (продуктовых менеджеров). И это мы еще забыли упомянуть проджектов, продуктовых дизайнеров и маркетологов. Так вот Кирилл Егерев акцентирует на важности еще одного специалиста в команде – ux-писателя.

Лет десять назад руководители и владельцы бизнесов упрекнули бы нас в раздутии штата. Но если вы прочитали предыдущие книги, о которых я писал ранее, то вы уже знаете, что создавая продукт, мы имеем дело с человеком. А это существо капризное, многогранное, сложное, и угодить ему не просто. Поэтому нужна большая команда супергероев, чтобы удовлетворить потребителя.

-2

Выше я писал, что чтение книги Кирилла Егерева похоже на диалог с товарищем – вот точно таким же должен быть контакт человека с продуктом. Собственно этому и посвящена книга.

Вдыхаем жизнь в продукт

У любого продукта должен быть голос. Этот голос должен быть понятным, четким, дружелюбным и отзывчивым.

НеСлучайная цитата: «Голос продукта – как голос человека. Если он достаточно для меня хорош, я заинтересуюсь, вступлю в диалог и с радостью продолжу интересное для меня общение. Если нет, то я просто пройду мимо или постараюсь поскорее закончить навязанную беседу».

Не стоит думать, что голос продукта везде одинаковый, ведь достаточно следовать правилам «Пиши, сокращай» – меньше букв и больше смысла. Нет. Мы с вами знаем, как важно знать свою аудиторию и контекст. Все как в жизни. Мы ведем себя по-разному, когда общаемся с преподавателем или лучшим другом. Мы используем абсолютно разные слова, когда защищаем проект перед коллегами или рассказываем им веселый случай из жизни, сидя в баре после работы. Мы меняем интонацию, когда гладим свою собаку, или ругаемся, когда в очередной раз она изгрызла диван. Мы подстраиваемся под аудиторию и контекст, чтобы оставаться понятыми.

Так и продукт должен быть понятен пользователю. Любой текст – названия кнопок, всплывающие сообщения, уведомления, анбординг, ошибки, инструкции – должны быть написаны на языке, который понятен аудитории этого продукта. И все это – задачи ux-писателя. Его основная миссия, избавить продукт от сухого «робоязыка», в какой-то степени вдохнуть в него немного души и разума.

И все-таки зачем нужен ux-писатель

Задача книги доказать, что тексту в продукте нужен точно такой же комплексный продуктовый подход: изучить, какая аудитория будет его читать и при каких условиях, и если нужно провести тестирование, чтобы определить наиболее эффективные формулировки.

Однажды в школе мой учитель математики, разбирая наши неправильные решения уравнения, сказал фразу, которую я запомнил на всю жизнь: «это решение в корне неверное, это тоже самое, что сначала сходить в туалет, а потом снять штаны». Звучит грубовато, конечно, но правдиво. Когда мы нарушаем логику действий, откатить и сгладить получившийся результат очень сложно. Поэтому разбирая в своей книге пример за примером, автор подводит нас к важной мысли: привлекать ux-писателя к работе нужно с самого начала зарождения продукта. Иначе будет поздно. Или больно.

-3

Разобравшись с важностью разработки текстов для интерфейса, автор переходит к мощной бомбардировке читателя примерами плохо написаных текстов, шаг за шагом превращая их в удобоваримый и понятный формат. И этот прием, когда ты видишь результат до и после, снимает все вопросы с понимания высокой значимости ux-писательства.

Вторая часть книги посвящена практической части, здесь вы узнаете, что такое атомарный дизайн, научитесь правильно подписывать кнопки, чекбоксы, переключатели и радиокнопки, а также поймете, какой логике следовать при наименовании пунктов меню. И все это на подробном разборе конкретных кейсов, где вместе с автором шаг за шагом вы будете превращать плохой текст в хороший – magic!

НеСлучайная цитата: «Интерфейсные тексты – как смолтоки на рабочей кухне. Когда они переполняются булшитом, их тут же хочется завершить, закрыть, сделать что угодно, лишь бы сменить обстановку и поскорее заняться настоящим делом».

Вообще эта книга могла бы стать отдельной главой в «Пиши, сокращай» Максима Ильяхова. И это не подкол, а скорее комплимент. Поэтому, если вы еще не прочитали ни ту, ни другую книгу, мой свет – изучить их в комплексе. Ну и шлефаните это все потом «Ясно. Понятно» все того же Ильяхова.

Мой вердикт – читать!

-4

Если лень читать обзор

Книга о том, что такое ux-писательство, зачем в команде нужен ux-писатель, как правильно подписывать кнопки, составлять текст для меню, уведомлений, инструкций и прочих элементов интерфейса.

Доступность языка: 10/10
Актуальность: 10/10
Глубина погружения: 7/10
Словарь терминов: нет