В издательстве "Нестор-История" в этом году вышла книга кандидата культурологии Константина Фрумкина "Любование ученым сословием : Отражение социальной истории советской науки в литературе, искусстве и публичной риторике".
Монография Фрумкина посвящена отражению темы науки и ученых в публичной культуре России/СССР в ХХ веке. На материале художественной прозы, поэзии, драматургии, кинематографа и публицистики ХХ века прослеживается, как образ науки и ученых менялся в массовом сознании, какие проблемы развития науки в разные десятилетия ХХ века были важнейшими в глазах учёного сообщества, широких кругов интеллигенции и государства, и как в литературе и кинематографе отражался
предъявляемый науке социальный заказ, формируемый государством и обществом в целом.
Для написания своего исследования автор широко использовал произведения литературы и искусства, в том числе - фантастические. В "Приложении" к монографии отдельно приведён список использованной художественной прозы и отдельно - научной фантастики. Имеется и список кинофильмов, в котором, среди прочих, упомянуты фантастические ленты "Космический рейс" (1935), "Серая болезнь" (1966), "Чародеи" (1982) и др. А в списке "Драматургия" есть, например, фантастическая пьеса Михаила Булгакова "Адам и Ева". Не говорю уже о списке "Поэзия", потому что, где поэзия - там фантастика, наука и жизнь. Я это уже давно заметил...
Критик В. Владимирский пишет: "Образ ученого и научного коллектива занимает центральное место в произведениях В. Каверина, Л. Леонова, Д. Гранина, А. и Б. Стругацких, В. Аксенова, даже В. Маканина. Однако Фрумкин не ограничивается крупными фигурами, он обращается к писателям второго-третьего ряда (С. Залыгин, Б. Никольский, Г. Гор, В. Савченко и т. д.) и глубже, к самым придонным слоям литературы, вплоть до сочинений Александра Казанцева. А заодно к кинематографу, изобразительному искусству, к публичной риторике советских политических деятелей, статьям научных функционеров и действующих ученых. Автор «Любования» анализирует, сопоставляет и отбирает из всего этого многообразия общее, типичное для разных периодов существования СССР. По сути, Фрумкин строит каркас совершенно новой теории, что тянет как минимум на докторскую диссертацию".
Упомяну, что Константин Фрумкин неоднократно обращался в своих работах к исследованию фантастики, рассматривая фантастику не только как вид литературы, но и как феномен культуры и мышления. См. обложки некоторых его книг в галерее ниже:
В предисловии к "Любованию учёным сословием" автор пишет: "Данная книга состоит из двух больших разделов - хронологического и аналитического. В первой части книги основные эпизоды социальной
истории русской науки ХХ века и некоторые важнейшие черты отражения
этих периодов истории науки в современной им публичной культуре излагаются в хронологическом порядке. Второй раздел, охватывающий вторую и третью части книги, предполагает более глубокий диахронический анализ отдельных тем и лейтмотивов, при этом, однако, надо признать, что, поскольку количественно большая часть корпуса наукоориентированных произведений литературы и искусства появилась в послесталинский период, то и большая часть материала для этого диахронического анализа также относится к послевоенному времени, в основном к 1950–1980-м годам. Поскольку принадлежность произведения литературы или искусства к определенной эпохе представляется очень важным фактором, влияющим на интерпретацию его содержания, автор счел нужным на протяжении книги снова и снова напоминать о датах создания того или иного романа, фильма, картины.
Для заинтересовавшихся прилагаю содержание книги "Любование ученым сословием":
Предисловие, стр. 5-8
Часть первая. ХХ век - век науки
Глава 1. Оторванность от жизни: До 1917 года, стр. 11-20
Глава 2. Царство смерти: Ленинский период (1917-1924), стр. 21-32
Глава 3. "Барская любовь": Ранний сталинизм (1925-1940), стр. 33-69 "Свободное развитие подлинной науки"
Обслуживать народ добровольно и с охотой
"Молодежь должна овладеть наукой"
Хороший профессор в плохом окружении
Сталинская премия за портрет академика
У амвона науки: о советской довоенной фантастике
Короткое заключение
Глава 4. Догнать и превзойти: Поздний сталинизм (1941-1953), стр. 70-100 Слава и унижение послевоенной науки
Жития святых на киноэкране
Лысенковщина и вера в биологию
Глава 5. Золотое время: Большие шестидесятые (1954-1970), стр. 101-123 Пришествие научно-технического прогресса
Брак физиков и лириков
От портрета к жанру: молодежь против авторитета
Молодежь во враждебной среде
Короткое заключение
Глава 6. Конец прекрасной эпохи (1971-1985), стр. 124-142Темпы падают
Стареющая наука
Социология вместо физики
В институте неблагополучно
Глава 7. Жизнь после смерти: время воспоминаний и мифов (1986-2000), стр. 143-152
Глава 8. О научной поэзии, стр. 153-162
Часть вторая Антропология науки
Глава 9. Образ ученого, стр. 165-181Среди стереотипов и автостереотипов
Человек отстраненный
"Седой юноша": юниоризация образа ученого
Глава 10. Энтузиазм ученого, стр. 182-196Рождение фигуры ученого-энтузиаста
Тема энтузиазма ученых в послевоенной литературе
Энтузиазм как непроясненный феномен
Глава 11. Самопожертвование ученого, стр. 197-208Ученый на фоне солдата и рабочего
Вопреки телесной немощи
Жертвы экспериментов
Глава 12. Проблема таланта, стр. 209-237Благодать ХХ века
Оклеветанная посредственность
Культ великих ученых
Коллективизм против талантоцентризма
Часть третья. Экономика и социология науки
Глава 13. Проблема иерархизма, стр. 241-275Отрицательный персонаж "Директор"
Изнанка авторитета
Директор - ученый или администратор?
Ученые-диктаторы и "добро с кулаками"
Плагиат и соавторство
Глава 14. "Настоящие ученые" против "карьеристов", стр. 276-298Наука как мир интриг
Крамов и Денисов: вариации на тему Лысенко
Разновидности карьеристов
Проблема эгоизма
Глава 15. "Связь науки с производством", стр. 299-320Под знаком нетерпения
Эпоха сталинизма: "круто повернуть к практике строительства"
Постсталинский период: внедрение как "слабое звено"
Сатира - против "чистой науки"
Сопротивление понуканиям
Глава 16. Гендерное неравенство, стр. 321-326
Послесловие, стр. 327-330
Литература, стр. 331-339
Приложение. Списки произведений литературы и искусства, использованных при написании данной книги, стр. 340-347
В оформлении использована картина Эммы Глебовой «Биохимики» (1964). В книге есть вкладка цветных иллюстраций на 8 листах.
© Владимир Ларионов
#Фрумкин #отзывыВЛ