Найти тему
Pop Heaven

Джейн Остин на скоростях: голливудский вариант Гордости и Предубеждения (1940)

Это, пожалуй, первая рецензия на какой-либо в фильм на моём канале. Но сегодня я не очень себя чувствую, а поэтому устроил марафон Гордости и Предубеждения. Заканчиваю его я просмотром голливудской экранизации 1940-го, которую скачал ещё в далёком 2015-м (когда читал романы Остин), но так тогда и не посмотрел, и которую мне очень рекомендовала недавно моя хорошая знакомая. И этот фильм настолько поразил меня, что я решил воспользоваться своим блогом и написать такую рецензию.

Так как этот фильм всё же снимался по мотивам книги, то не смогу избежать многочисленных сравнений. И начну с героев. В оригинале все они были очень разными, с характерами, которые так мастерски прорисовала писательница. К сожалению, в фильме все они вышли абсолютно однотипными.

С первой же секунды я не мог поверить своим глазам: как же ужасно представляет этот фильм сестёр Беннет. В оригинале все они были по-своему глуповаты, но Джейн пленяла своей невинностью и верой в людей, Лиззи – остротой ума... младшие сёстры не особо пленяли, но они тоже были личностями. В фильме же все девушки (да и не только главные героини) оказались «на одно лицо».

Лиззи и Джейн представлены голливудскими красотками, которые ведут себя совсем не как скромные девушки из маленького городка без приданого и связей. Они сразу же кажутся светскими львицами, которые не меньше своей матери (она, кстати, получилась лучше всех) думают о замужестве и о том, как бы охмурить мужчин. Джейн сразу же на балу кокетливо прячется от Бингли за колонной, Лиззи будто бы заискивает перед мистером Дарси – они ничем не отличаются от взбалмошных младших сестёр. Кстати, Мэри тут очень живенькая и находит удовольствие не только в книгах и плохой игре на пианофорте. И даже Шарлотта Лукас получилась на удивление красивой и с не меньшей страстью рассуждает о мужчинах.

-2

И ладно бы дело было лишь в таких маленьких деталях в сюжете, но ведь дело и в том, что все дамы смешно семенят ножками, бегают, как курочки по ферме, по-голливудски хлопают ресничками и всё. Никаких чувств (ни дружбы Лиззи и Шарлотты, ни дружбы между сёстрами), никаких переживаний, никаких предубеждений-то особо и нет.

Гордости тоже не хватает. Мужчины не очень проработаны сценаристами. Бингли кажется доброжелательным, но и он срывается на своей сестре и даже обещает что-нибудь разнести в доме, а Дарси, в свою очередь, очень часто меняет горделивость на излишний интерес к девушке, которую едва знает.

Фильм несётся, как скорый поезд, и за дымом паровоза сложно разобрать детали – все они смазываются. Конечно, в два часа сложно уместить целый роман, но можно было бы тогда хоть выдуманные сцены не добавлять... Ну или хотя бы костюмы подобрать из подобающей эпохи, а не все эти фонарики, банты и перья.

Хотя, может, это я так строго сужу, потому что люблю экранизацию 1995-го? Представлю на минутку, что я никакие другие варианты не видел (даже тот, где Кира Найтли играет, как умственно отсталая), книжку не читал и просто так впервые знакомлюсь с фильмом. Как бы в вакууме.

Но и в этом случае фильм нельзя назвать удачным. Герои очень непостоянны, и это лишь вина сценаристов. Дарси не хотел танцевать ни с кем, но уже секунду спустя нагулял аппетит и приглашает Лиззи. Та влюбляется в Дарси на следующую минуту после отказа. А леди Кэтрин вообще внезапно становится доброй феей, которая решает пожертвовать женитьбой своей единственной дочери во благо какой-то девице, которую видела лишь раз в компании жены священника. Очень много вопросов и очень мало ответов. Сценаристы так увлеклись попытками сделать комедию (для этого Лиззи пришлось бегать в кустах от мистера Коллинса, Китти напиваться так, что едва могла стоять на ногах, а леди Кэтрин садиться на музыкальную шкатулку), что забыли о какой-либо логике. Может, это вечная тяга американцев к примитивным хэппи-эндам и стерильности сыграла свою роль?

Со временем в фильме тоже беда. Речь вроде идёт о любви, дружбе... о женитьбе и наследстве, но каким-то образом сценаристам удаётся упихнуть всё это в несколько очень насыщенных дней. С пространством тоже не очень хорошо: героев часто неуместно пихают в любую сцену. Они без спросу ходят друг к другу домой, заводят какие-то странные разговоры или просто толпой стоят на заднем плане. Вот и приходится смотреть на эту карусель.

Грир, имхо, старовата для этой роли. Тётки за 30 не должны играть молоденьких девчат
Грир, имхо, старовата для этой роли. Тётки за 30 не должны играть молоденьких девчат

Актёры, кстати очень даже солидные. Может, кто-то на них и желал бы посмотреть: здесь и Грир Гарсон, и Лоуренс Оливье, и Морин О'Салливан... Звёзды старого Голливуда могли предстать во всей красе, но получилось совсем наоборот. Наверно, они роль не прочувствовали, а может просто за свою карьеру научились всего паре трюков, а в этом фильме не прокатило...

В результате в фильме нет оригинальных идей, нет исторической точности, нет непонятной английской души, зато есть куча голливудских клише и примитивных диалогов. Могу лишь предположить, что в 1940-м американцы не отличались образованием и не могли воспринять длинные реплики. И что целью Голливуда тогда было представить всех женщин симпатичными дурочками, которые лишь ищут мужей, а мужчин – статными дурачками, которые влюбляются в женщин на раз-два. Это не голливудский шедевр – максимум тянет на театральную постановку школьников, которые получили доступ к хранилищу костюмов из «Унесённых Ветром».

______________________

Ещё больше статей о музыке и не только на моём персональном сайте или телеграм-канале. Поддержите меня напрямую!