Это, пожалуй, первая рецензия на какой-либо в фильм на моём канале. Но сегодня я не очень себя чувствую, а поэтому устроил марафон Гордости и Предубеждения. Заканчиваю его я просмотром голливудской экранизации 1940-го, которую скачал ещё в далёком 2015-м (когда читал романы Остин), но так тогда и не посмотрел, и которую мне очень рекомендовала недавно моя хорошая знакомая. И этот фильм настолько поразил меня, что я решил воспользоваться своим блогом и написать такую рецензию.
Так как этот фильм всё же снимался по мотивам книги, то не смогу избежать многочисленных сравнений. И начну с героев. В оригинале все они были очень разными, с характерами, которые так мастерски прорисовала писательница. К сожалению, в фильме все они вышли абсолютно однотипными.
С первой же секунды я не мог поверить своим глазам: как же ужасно представляет этот фильм сестёр Беннет. В оригинале все они были по-своему глуповаты, но Джейн пленяла своей невинностью и верой в людей, Лиззи – остротой ума... младшие сёстры не особо пленяли, но они тоже были личностями. В фильме же все девушки (да и не только главные героини) оказались «на одно лицо».
Лиззи и Джейн представлены голливудскими красотками, которые ведут себя совсем не как скромные девушки из маленького городка без приданого и связей. Они сразу же кажутся светскими львицами, которые не меньше своей матери (она, кстати, получилась лучше всех) думают о замужестве и о том, как бы охмурить мужчин. Джейн сразу же на балу кокетливо прячется от Бингли за колонной, Лиззи будто бы заискивает перед мистером Дарси – они ничем не отличаются от взбалмошных младших сестёр. Кстати, Мэри тут очень живенькая и находит удовольствие не только в книгах и плохой игре на пианофорте. И даже Шарлотта Лукас получилась на удивление красивой и с не меньшей страстью рассуждает о мужчинах.
И ладно бы дело было лишь в таких маленьких деталях в сюжете, но ведь дело и в том, что все дамы смешно семенят ножками, бегают, как курочки по ферме, по-голливудски хлопают ресничками и всё. Никаких чувств (ни дружбы Лиззи и Шарлотты, ни дружбы между сёстрами), никаких переживаний, никаких предубеждений-то особо и нет.
Гордости тоже не хватает. Мужчины не очень проработаны сценаристами. Бингли кажется доброжелательным, но и он срывается на своей сестре и даже обещает что-нибудь разнести в доме, а Дарси, в свою очередь, очень часто меняет горделивость на излишний интерес к девушке, которую едва знает.
Фильм несётся, как скорый поезд, и за дымом паровоза сложно разобрать детали – все они смазываются. Конечно, в два часа сложно уместить целый роман, но можно было бы тогда хоть выдуманные сцены не добавлять... Ну или хотя бы костюмы подобрать из подобающей эпохи, а не все эти фонарики, банты и перья.
Хотя, может, это я так строго сужу, потому что люблю экранизацию 1995-го? Представлю на минутку, что я никакие другие варианты не видел (даже тот, где Кира Найтли играет, как умственно отсталая), книжку не читал и просто так впервые знакомлюсь с фильмом. Как бы в вакууме.
Но и в этом случае фильм нельзя назвать удачным. Герои очень непостоянны, и это лишь вина сценаристов. Дарси не хотел танцевать ни с кем, но уже секунду спустя нагулял аппетит и приглашает Лиззи. Та влюбляется в Дарси на следующую минуту после отказа. А леди Кэтрин вообще внезапно становится доброй феей, которая решает пожертвовать женитьбой своей единственной дочери во благо какой-то девице, которую видела лишь раз в компании жены священника. Очень много вопросов и очень мало ответов. Сценаристы так увлеклись попытками сделать комедию (для этого Лиззи пришлось бегать в кустах от мистера Коллинса, Китти напиваться так, что едва могла стоять на ногах, а леди Кэтрин садиться на музыкальную шкатулку), что забыли о какой-либо логике. Может, это вечная тяга американцев к примитивным хэппи-эндам и стерильности сыграла свою роль?
Со временем в фильме тоже беда. Речь вроде идёт о любви, дружбе... о женитьбе и наследстве, но каким-то образом сценаристам удаётся упихнуть всё это в несколько очень насыщенных дней. С пространством тоже не очень хорошо: героев часто неуместно пихают в любую сцену. Они без спросу ходят друг к другу домой, заводят какие-то странные разговоры или просто толпой стоят на заднем плане. Вот и приходится смотреть на эту карусель.
Актёры, кстати очень даже солидные. Может, кто-то на них и желал бы посмотреть: здесь и Грир Гарсон, и Лоуренс Оливье, и Морин О'Салливан... Звёзды старого Голливуда могли предстать во всей красе, но получилось совсем наоборот. Наверно, они роль не прочувствовали, а может просто за свою карьеру научились всего паре трюков, а в этом фильме не прокатило...
В результате в фильме нет оригинальных идей, нет исторической точности, нет непонятной английской души, зато есть куча голливудских клише и примитивных диалогов. Могу лишь предположить, что в 1940-м американцы не отличались образованием и не могли воспринять длинные реплики. И что целью Голливуда тогда было представить всех женщин симпатичными дурочками, которые лишь ищут мужей, а мужчин – статными дурачками, которые влюбляются в женщин на раз-два. Это не голливудский шедевр – максимум тянет на театральную постановку школьников, которые получили доступ к хранилищу костюмов из «Унесённых Ветром».
______________________
Ещё больше статей о музыке и не только на моём персональном сайте или телеграм-канале. Поддержите меня напрямую!