У нас в храме есть пономарь, который был металлистом. Он впервые в храм пришел в косухе, с каким-то «хаером» странным, с длинными волосами. И его никто не оттолкнул, и он остался в церкви только поэтому. Сейчас он уже в семинарию пошел, женился.
К счастью, ему не сказали: «Ты что-то какой-то парень странный, иди отсюда, подстригись сначала, оденься нормально, ты куда пришел, в дом Божий, нечего здесь в таком виде ходить…» И благодаря тому, что его приняли, он понял, что здесь люди, которые разделяют его ценности. То есть он пришел в место, где искал таких же, как он.
ВОТ ПОЭТОМУ В МОМЕНТЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКУ, ОСОБЕННО В КРИЗИСЕ, ОЧЕНЬ ВАЖНО НАЙТИ ТАКИХ ЖЕ, КАК ОН. НО НЕ ПРОСТО НА ЕГО УРОВНЕ, А ТЕХ, КТО ПОШЕЛ ДАЛЬШЕ.
Вот почему когда мы общаемся со сверстниками нашими, мы не всегда можем получить у них помощь и поддержку. У них еще нет такого опыта проживания этого кризиса, они сами еще в нем, скорее всего, находятся, и поэтому они нам помочь чем-то не могут. А вот постарше ребята, дяди, тети, крестные, могут гораздо больше помочь в этом деле.
Один прекрасный автор, педагог и психолог Эдуард Шпрангер (1882-1963) как-то сказал, что человек становится человеком лишь в соприкосновении с Божественным. Дети верят в Бога сперва просто так. Почему дети верят просто так? Потому что у детей магическое мышление.
То есть дети верят, что захоти – и все будет. Знаете, это та самая история, когда, например, у ребенка умирает отец, и он думает, что это потому, что он плохой. Или отец уходит из семьи – а сын считает, что он виноват. То есть дети всерьез верят, что их действия, слова влияют на окружающий мир, на реальность вокруг. Они еще ничего не слышали про афирмации и визуализации, но они так думают.
Причем странно, когда взрослые считают так же. Вот я встречал женщину, которая всерьез полагала, что если она вот так рукой сделает ( машу рукой), у нее сразу все тревоги, все сглазы пройдут. Надо просто рукой махнуть правильно. И она «умела» это делать, разумеется. Вам смешно, да. Но, знаете, ко мне на исповедь приходят и такое говорят всерьез. Кто-то думает: если помолюсь сильно, все, что захочу, то и получу. А не получаю, потому что плохо молюсь. Это тоже из разряда того же самого магического мышления.
Существует определенная фаза развития у ребенка, где-то годам к 9-ти она проходит. Это такой период «думания». Потому что ребенок сам по себе эгоцентричен, и он рассматривает свою собственную активность в качестве причинного источника всех событий вокруг. Ему кажется, что если он, предположим, загадает желание, например, покружится вокруг себя, значит, прилетит волшебная фея и все исполнит, все сделает как нужно. Если мне грустно – пошел дождик. И так далее.
И это, в общем-то, естественный этап развития, потому что ребенок не знает ответа на все вопросы, ему сложно, а он хочет найти ответы, выстроить связи. Поэтому он занимается обобщением. У него развивается мышление, и, кстати, совесть тоже развивается, он выстраивает таким образом связи с реальным миром.
Потом, примерно к 9 годам он понимает, что все не так просто, начинает улавливать причинно-следственную связь, умнеет и постепенно вступает в тот самый кризисный период, когда его мышление уже пошло дальше, а совесть еще не сложилась до конца. Потому что теперь он может выбирать сам, что правильно, что неправильно. И можно сказать, что совесть детей формируется на протяжении их взросления. И здесь задача родителей состоит в том, чтобы не напортачить.
Суть подросткового кризиса состоит в том, что ребенок просто перестает быть ребенком. То есть те отношения зависимости, которые были с родителями, которые предполагают доверие, близость, когда ты слушаешься безоговорочно, проходят, потому что ребенок повзрослел.