Найти тему
Бонсай Клуб

«Неудача учит успеху»

Как в искусстве бонсай есть знаковые японские мастера, так и в искусстве изготовления горшков для бонсай есть свои мэтры, которые заложили основы и высокие стандартны японской керамики для бонсай. Один из них, Юкидзё Накано (Yukizyou Nakano), мой учитель и очень хороший человек. В Японии сейчас его называют Гёзан (Gyozan). Я хотел бы познакомить вас с историей его не легкой, но счастливой жизни.

Российский керамист Игорь Савин с мастером Юкидзё Накано (Yukizyou Nakano)
Российский керамист Игорь Савин с мастером Юкидзё Накано (Yukizyou Nakano)

Он родился в хорошей семье в Токонаме, его отец был членом местного городского совета.

Юный Юкидзё серьезно заболел в 17 лет и был вынужден бросить школу. Он лечился четыре года. Позже он получил водительские права и стал водителем грузовика, чтобы прокормить свою семью. После нескольких лет работы в этой профессии, по совету матери, Юкизё полностью изменил свою карьеру в возрасте 30 лет. Он начал обучение у Кэйдзан, одного из лучших гончаров Токонаме. К сожалению, из-за чрезвычайно тяжелой работы во время этого обучения он снова сильно заболел. Когда он прервал свое ученичество из-за этого, он услышал очень много критики от людей. С тех пор Гёзан всегда работал независимо в своей собственной мастерской с большими амбициями, он решил сделать лучшую керамику для бонсай всех времен.

«Неудача учит успеху» - это абсолютная правда, потому что у меня не осталось никого, кто мог бы меня чему-то научить. Я предпринял отчаянные попытки сделать плошки лучше, чем китайские модели»».
Юкидзё Накано (Yukizyou Nakano) в своей мастерской
Юкидзё Накано (Yukizyou Nakano) в своей мастерской

Гёзан открыл свою мастерскую в 1972 году. К тому времени он уже более десяти лет изготавливал горшки в гипсовых формах и обжигал их в электрической печи, как и многие другие мастера. Традиционно керамисты смешивают глину, добытую в местных карьерах, с другими типами глины, чтобы улучшить свойства своей керамики. Подбирать и смешивать тон — это как искать иголку в стоге сена, за одну ночь результат не получишь. Гёдзан купил большую партию глины, которую торговцы в Токонаме привозили из Китая. Погоня за лучшими бонсайницами из смешанной глины была буквально непрерывным процессом его проб и ошибок.

«В конце концов я понял, что китайская глина не идеальна и что у каждой глины есть свои плюсы и минусы», — вспоминает Гёдзан.

Гёзан испробовал все, что только можно представить, чтобы достичь оптимальных результатов. Он экспериментировал при создании/лепке горшков, при приготовлении глины, смешивая в разных пропорциях различные типы глины, экспериментировал с температурой и продолжительностью обжига, а также с разнообразными глазурями.

Юкидзё Накано (Yukizyou Nakano) со своей большой печью
Юкидзё Накано (Yukizyou Nakano) со своей большой печью

В конце концов он нашел свою идеальную глиняную смесь, которую назвал «Акебоно» и которая была смешана из глины, богатой железом, и глины с низким содержанием железа.

«Мой мастер, Кэйдзан, использовал гипсовые формы для изготовления горшков для бонсай. «Чтобы заработать больше, мы должны делать десятки чаш из каждой гипсовой формы», говорил Кэйдзан. Я же стал делать горшки без использования гипсовых форм, методом жгутов, методом пластин и так далее. Я пришёл к ручному изготовлению без форм, потому что хотел выделиться среди других гончаров и привлечь больше людей к бонсай», — объясняет Гёзан.

Он также начал использовать газовую печь вместо электрической. В электрических печах цвет горшка после обжига становится очень однородным, потому что температура внутри стабильна.

Мастер до сих пор делает горшки такого большого размера
Мастер до сих пор делает горшки такого большого размера
«Некоторое время я думал, что было бы хорошо, если бы все горшки были одного цвета, но затем я понял, что клиенты и со временем найдут это скучным. С газовой печью очень сложно обращаться, но изменения цвета (йо-хен по-японски), которые она производит в процессе обжига, гораздо интереснее и красивее».

Гёзан очень тщательно подходит не только к смешиванию глины, но и к методу обжига. Первоначально он обжигал свои работы в электрической печи с использованием процесса окисления, т.е. с неограниченным запасом кислорода.

Даже если глина поступает из одного и того же места, ее состав различен в разных геологических пластах. Примерно в 1982/83 году характеристики красной глины, добываемой в Токонаме, резко изменились, в результате чего после окислительного обжига горшки больше не приобретали желаемого красивого темно-красного оттенка, в результате чего пострадала репутация мастера. Несмотря на многочисленные попытки и эксперименты, добиться оптимального цвета горшка при окислительном обжиге было очень сложно. Это стало поворотным моментом в гончарном деле Гёзана:

«Меня очень раздражала эта проблема. Это послужило причиной того, что я перешел на восстановительный обжиг в газовой печи. Когда я смотрю на чаши, которые я сделал в то время, я могу заплакать, потому что память о тех трудных временах возвращается ко мне».

Около двадцати лет назад из Китая было импортировано большое количество горшков для бонсай, называемых «синто». В результате соотношение между спросом и предложением в Японии нарушилось, и продажи горшков из токонамэ резко упали. В это время Гёдзан принял необычное решение. Вместо того, чтобы ждать покупателей своих горшков в мастерской, он и его жена Эйко начали посещать сады и клубы бонсай от префектуры Тотиги на севере Японии до префектуры Хиросима, чтобы проводить гончарные мастер-классы и продвигать производство горшков для бонсай Токонамэ среди любителей бонсай. Его щедрость и гостеприимство, а также непредубежденность сделали его очень популярным учителем. Он принял в своей мастерской множество почитателей его керамики со всего мира и научил их делать горшки для бонсай. У этих людей наверняка остались незабываемые воспоминания об этих днях, проведенных с Гёзаном и Эйко.

И до сих пор мастер даёт мастер классы для всех желающих
И до сих пор мастер даёт мастер классы для всех желающих

Чем известнее становился Гёзан, тем больше производилось подделок его горшков. Его целью никогда не было стать богатым или знаменитым. Он был сосредоточен на создании лучших горшков для бонсай. Лет пятнадцать назад его очень беспокоили подделки его горшков из Китая, которые продавались на аукционах по всему миру. В результате, продажи его горшков значительно упали. Он пытался выяснить, кто производил подделки, и какие торговцы заказывали их у китайских гончаров, но разоблачить заказчиков так и не удалось.

«В то время я был очень подавлен фальшивыми горшками. Мысль о том, что мои клиенты и фанаты покупают такие подделки, меня очень расстраивала», — вспоминает Гёзан.

Через несколько лет он отправился на острова Сикоку в западной Японии, чтобы посетить там несколько храмов в рамках паломничества.

«В конце концов, я почувствовал, что достиг состояния просветления. Теперь я снова мог делать горшки с энтузиазмом!»

Несмотря на свою репутацию одного из лучших мастеров, он всегда ищет новые вызовы и новые пути. В последнее время он выпускает не только классические горшки, но и оригинальные креативные модели. Даже в преклонном возрасте Гёзан не облегчает себе задачу:

«Когда у меня было два варианта, я всегда выбирал более сложный. Я также передал эту мысль своим детям».

Гёзан и его жена Эйко, которая занимается росписью его горшков, всегда улыбаются друг другу.

«Многие люди, которые посещают нас здесь, замечают, насколько мы близки и счастливы.»

В целом японцы очень сдержанны и не показывают своих чувств, они не хвалят и не трогают своего партнера на глазах у других людей. Однако Накано — любящая пара, чей флирт лишил бы обычных японцев дара речи. Без сомнения, их глубокая привязанность воплотилась во множестве больших горшков для бонсай.

Гёдзан с женой Эйко
Гёдзан с женой Эйко

«Когда я женился на своей жене, я поставил перед собой цель сделать ее счастливой. За 56 лет супружеской жизни мы поссорились только один раз», — радостно говорит Гёзан.

«Сейчас самое счастливое время в моей жизни. Я благодарен – всем и за все».

Ссылки:

Сайт Мастера: https://gyozan-nakano-pot-store.myshopify.com/

Магазин его керамики: https://gyozan-nakano-pot-store.myshopify.com/en/collections/%E5%85%A8%E5%95%86%E5%93%81

Статью подготовил Игорь Савин

Горшки для бонсай | Savin Igor Ceramics | Россия