Найти тему
Гик-чердак

«Битлджус». Фильм о призраках наизнанку

Оглавление

Всем нам знаком сюжет примитивного ужастика. Переезд, старый дом с дурной репутацией и семейка скептиков, которые не верят в нечто, прогнавшее из своего жилища всех предыдущих хозяев. Но оно определённо есть, злобное и кровожадное. А главное – готовое на всё, чтобы избавиться от новоиспечённых сожителей, которые по-хорошему уезжать не хотят.

Но что если взглянуть на ситуацию с другой стороны? Живёшь ты себе поживаешь, никого не трогаешь. И вдруг к тебе заваливается семейка и говорит, что теперь дом это их и ничей больше. Мебель всю передвинули, кресло-качалку на помойку отправили, обои переклеили любимые, в цветочек. Вы бы стали это терпеть? А почему призраки должны?

Битлджус, только что выбравшийся из могилы
Битлджус, только что выбравшийся из могилы

Бёртон решил встать на сторону несчастных привидений и подарил нам «Битлджуса». О нём и пойдёт речь в этой статье.

О чём?

Молодая семья Мейтлендов попадает в аварию и погибает. По правилам «того» света ближайшие 125 лет молодожёнам придётся провести не выходя из своего дома, но уже в образе призраков. Всё бы ничего, но есть одна проблема. Их уютное гнёздышко продали, и новые хозяева не похожи на приятных соседей. Чтобы спасти свой дом от превращения в артхаусную выставку и продолжить существование в спокойствии, Мейтленды решают избавиться от нежеланных гостей, правда, после пары неудачных попыток понимают, что своими силами им не обойтись. Но мир не без добрых мертвецов, помочь им готов некий биоэкзорцист Битлджус. Вот это удача, правда?

Постер 1988 года
Постер 1988 года

История создания

Сценарий «Битлджуса» попал к Бёртону совершенно случайно. После успеха с «Большим приключением Пи-Ви» предложений хватало, но большинство из них казались режиссёру посредственными и способными похоронить его едва начавшуюся карьеру. Тут же Тим увидел свою «изюминку». Текст сценария был похож на едва собирающуюся воедино бессмыслицу или поток больного сознания.

Работы над сценарием и споров со студией было много, и это выматывало. Режиссёр не стал пытаться доводить до идеала историю. Большой вклад внесла именно импровизация, которую включали по ходу съёмок.

«Я вовсе не шучу: большую часть времени, работая над «Битлджусом», я ощущал себя так, словно даю показания в суде под присягой. Помню заседания, на которых обсуждался сценарий, длившиеся чуть ли не круглосуточно в течение двух дней, под конец мы сомневались уже в каждом элементе сценария, что я вовсе не считаю особенно полезным для работы»

На роль Битлджуса Бёртону посоветовали Майкла Китона. Режиссёр ничего не знал о нём, но одной встречи хватило, чтобы принять решение. Китон – это тот, кто им нужен. Однако, Майкл не спешил соглашаться на съёмки в проекте, но его подкупила возможность самому придумать характер своего персонажа. Он был очень воодушевлён, творческий процесс полностью захватил актёра, оттого биоэкзорцист получился таким живым (насколько это возможно для мертвеца).

«Я не особенно хорошо знал Майкла, не имел представления о его предыдущей работе, но он настоящий маньяк, сумасшедший, живой, как огонь, и у него эти огромные глаза. Я вообще люблю глаза, а у Майкла они совершенно фантастические»

Скептицизм к фильму высказала и Вайнона Райдер, первоначально отказавшаяся от роли. Ей показалось, что сценарий был пропитан мотивами сатанизма. Но и её удалось уговорить.

«Битлджус» стал первым фильмом, где Бёртон показал своё видение во всей красе. Здесь вам и несколько комичные и утрированные обитатели загробного мира, и затейливые декорации, отдающие немецким экспрессионизмом, и готические персонажи-изгои, и сложный грим, которому Тим уделял особое внимание.

«Я убедился, что грим, напротив, освобождает актёров. Они могут спрятаться за маской и показать свою другую сторону, что просто замечательно. Майклу, в частности, это позволило сыграть персонажа, который не является человеческим существом, а когда исполняешь роль такого героя под китчевой маской, чувствуешь себя гораздо свободнее»

Отдельного внимания заслуживает приёмная у входа в загробную жизнь. Здесь можно встретить ассистентку фокусника, распиленную пополам или курящую кучку угля, любившую при жизни подымить в постели. Рай это или ад, упомянуто не было, но бесконечная очередь и процветающая бюрократия наводит на тёмные мыслишки.

«Мы пытались изобразить загробную жизнь в духе дешевой кинофантастики — не облака на прекрасном небе, а что-то вроде офиса финансовой инспекции»

В итоге получился фильм, который сложно отнести к какому-то жанру. Слишком мрачный для комедии и слишком нелепый для фильма ужасов. Даже спецэффекты были сделаны настолько абсурдными, чтобы они не пугали, а воспринимались безобидными иллюзиями. Бёртону пришлось долго сражаться со студией, которую не очень устраивал такой подход. Но всё-таки ему удалось победить.

Персонажи

Адам и Барбара Мейтленд. На фоне других действующих лиц они кажутся скучными и чересчур правильными. Но именно эта дотошность и позволяет подсветить остальных персонажей. Самые трогательные и мягкие приведения, которых вы когда-либо видели. Даже Каспер отдыхает в сторонке.

Адам и Барбара Мейтленд в попытках напугать Дитцев
Адам и Барбара Мейтленд в попытках напугать Дитцев

Битлджус. Герой, именем которого назван фильм, хотя на экране он был меньше 18-ти минут. Фрик от мира мёртвых, изгой, которого обходят стороной. Но при этом самоуверенности ему не занимать. Он искренне убеждён в своей неотразимости и привлекательности, без стеснения ведёт себя дерзко и похабно. Китон с Бёртоном создали уникального персонажа, который вызывает одновременно и симпатию, и отторжение.

Битлджус в приёмной загробного мира разговаривает с погибшим охотником
Битлджус в приёмной загробного мира разговаривает с погибшим охотником

Лидия Дитц. Девочка из семьи, заехавший в дом Мейтлендов. Её тоже можно назвать изгоем, но уже от мира живых. Чёрная одежда, минимальное проявление эмоций и вера в сверхъестественное. Она единственная, кто видит призраков и хочет им помочь. Если Адам и Барбара развеивают представление о привидениях, то Лидия делает это с образом гота, проявляя себя как душевная и добрая девушка.

«Живые люди игнорируют странности. А я и сама странная и необычная»
Лидия Дитц
Лидия Дитц

Остальные члены семейки Дитц. Корыстные и жадные, стремящиеся на всём заработать. Они настолько зациклены на деньгах, что даже доказательства совместной жизни с привидениями пытаются превратить в новую бизнес-идею. Не удивительно, что даже призраки жить с ними не хотят.

Вот так Бёртон вывернул страшилку о призраках наизнанку, в очередной раз открыто намекая на то, что монстры могут вызывать гораздо больше понимания и сочувствия, чем люди. А ещё подарил незаменимый лайфхак: попробуйте смотреть фильмы ужасов с мыслью, что злое привидение на самом деле просто хочет побыть у себя дома в одиночестве и принять ванну с пенкой.

P.s. Кстати, вторую часть нам обещали ещё в 2020 году. Интересно, дождёмся?