Причины проблем с определением орфограмм и подбором проверочных слов во 2-3 классах. Взгляд репетитора

4,1K прочитали

Цель статьи - описать родителям возможные причины непонимания детьми алгоритма подбора проверочных слов.

Ребёнок "не дурак", это не "лень".

Чем младше ребёнок, тем абстрактнее для него понятие "орфограмма".

Многие младшие школьники заучивают правила, даже могут их применять, но не каждый может чётко ответить на вопрос "ЧТО такое орфограмма".

Обычно я объясняю так:

✔"Орфограмма - это отличие написания слова от звучания"

👍Чтобы слышать/видеть эти отличия, контролировать себя при письме, у ребёнка должен быть развит фонетический слух и "орфографическая зоркость".

Целенаправленно фонетический слух развивается:

✔при работе с логопедом;

✔при обучении чтению и письму (диктовка - 100% фонетическая работа);

✔в первом классе, когда ребята работают с буквенной лентой:

Лента букв
Лента букв

Фонетический разбор (звуко - буквенный анализ) включён в программу 1-го класса именно с этой целью.

Дети целенаправленно учатся давать характеристику звукам:

 Цель статьи - описать родителям возможные причины непонимания детьми алгоритма подбора проверочных слов.  Ребёнок "не дурак", это не "лень".-2

Далее буду опираться на УМК "Школа России"

(по этим учебникам работают большинство российских школ)

 Цель статьи - описать родителям возможные причины непонимания детьми алгоритма подбора проверочных слов.  Ребёнок "не дурак", это не "лень".-3

✔В 1-ом классе изучаются первые "фонетические" орфограммы:

- "жи/ши", "ча/ща", "чу/щу", "чк/чн"

требуется только знать и применять правила, т.к. подбирать проверочные слова не нужно

☝(но и это не так просто для многих детей на начальном этапе);

- "ь"- показатель мягкости

- "ь" - разделительный

⬆Эти орфограммы полностью зависят от уровня развития фонематического слуха и понимания основ фонетики

(чтобы после "разделительного ь" правильно обозначить гласные "я,ё,ю,е,и").

☝Тут-то и начинаются первые проблемы, но, опять же, пока нет необходимости в подборе проверочных.

Обычно с наращиванием учебного опыта и целенаправленной работой, проблемы с разделительным мягким знаком уходят.

😔Но не у всех.

❗Чем лучше развит фонематический слух, чем лучше ребёнок разобрался с характеристиками звуков, тем легче дальше пойдёт изучение орфограмм.

2 класс

 Цель статьи - описать родителям возможные причины непонимания детьми алгоритма подбора проверочных слов.  Ребёнок "не дурак", это не "лень".-4

✔Во втором классе начинают изучение безударных гласных, а затем парных согласных. На мой взгляд, проблемы начинаются из-за кривой программы.

❗Все учителя разные, подходы к выстраиванию учебного процесса тоже (многие НЕ идут только по учебнику), все дальнейшие мои рассуждения опираются только на анализ структуры учебника и опыт работы:

Страницы учебника, новая для детей тема "Однокоренные слова".
Страницы учебника, новая для детей тема "Однокоренные слова".

Проблема №1

Дети НЕ изучали части речи, т.е. они НЕ могут ОСОЗНАННО образовать однокоренные слова.

 Цель статьи - описать родителям возможные причины непонимания детьми алгоритма подбора проверочных слов.  Ребёнок "не дурак", это не "лень".-6

Проблема №2

Дети НЕ изучали до этого приставки и суффиксы, т.е. опять же, они не могут ОСОЗНАННО понять, как образовываются однокоренные слова.

 Цель статьи - описать родителям возможные причины непонимания детьми алгоритма подбора проверочных слов.  Ребёнок "не дурак", это не "лень".-7

Проблема №3

Нет наглядного сравнения понятий "форма слова" и "однокоренные слова". Для детей "форма слова" - это тоже однокоренное слово.

(Пример: вода, воду, воды ,воде и т.д.)

Следующая тема
Следующая тема

После однокоренных слов идёт тема "Ударение", плавно переходящая в "Безударные гласные".

 Цель статьи - описать родителям возможные причины непонимания детьми алгоритма подбора проверочных слов.  Ребёнок "не дурак", это не "лень".-9

Часто дети несерьёзно относятся к таким заданиям, т.к. с ударением работают давно и много, а подобные упражнения объёмные, энергозатратные и часто детям не объясняют, ЗАЧЕМ они это делают.

 Цель статьи - описать родителям возможные причины непонимания детьми алгоритма подбора проверочных слов.  Ребёнок "не дурак", это не "лень".-10

В 105 упражнении подходят к проверке, но явного объяснения нет (никаких правил, ничего, что могло бы объяснить ребёнку смысл действий).

И нет ничего, что бы указывало на то, что изменяется ФОРМА слова.

 Цель статьи - описать родителям возможные причины непонимания детьми алгоритма подбора проверочных слов.  Ребёнок "не дурак", это не "лень".-11

❗Проблема №4

Темы "прыгают". На первом этапе изучения важных тем для детей очень важно быть системно "погружённым".

Да, можно комбинировать, но чем младше ребёнок, тем меньше у него связей между одной темой и другой (видит заголовок - значит новая/другая тема).

 Цель статьи - описать родителям возможные причины непонимания детьми алгоритма подбора проверочных слов.  Ребёнок "не дурак", это не "лень".-12

✔Далее иду темы "Звуки и буквы", "Алфавит", "Заглавная буква" и снова возвращаемся к "Безударным гласным" (спустя 20 страниц):

 Цель статьи - описать родителям возможные причины непонимания детьми алгоритма подбора проверочных слов.  Ребёнок "не дурак", это не "лень".-13

❗Если не использовать никакие дополнительные материалы, то ребёнку крайне сложно понять разницу/автоматизировать навык подбора проверочных опираясь на учебник

👍(учителя обычно используют доп. литературу)

✔не отменяем пропуски школы детьми, на первых этапах крайне важно заниматься дома и закреплять темы.

Объяснение
Объяснение

❗Проблема №5

Объяснение есть, чёткого понимания нет.

❌Дети не изучали морфемы, поэтому чёткого понимания "что такое окончание" у них нет ➡ "форма слова" для них абстракция (и как её изменять тоже)

❌У детей нет "инструментов" для подбора однокоренных слов. Суффиксы/приставки/части речи не изучали.

🚫До конца первой части учебника эти вопросы так и остаются:

 Цель статьи - описать родителям возможные причины непонимания детьми алгоритма подбора проверочных слов.  Ребёнок "не дурак", это не "лень".-15

Содержание второй части учебника 2-го класса:

Уже появляются более развернутые алгоритмы подбора проверочных, "попытки" (иначе не могу это назвать) объяснений формы слов.

 Цель статьи - описать родителям возможные причины непонимания детьми алгоритма подбора проверочных слов.  Ребёнок "не дурак", это не "лень".-16

❗Проблема №6

Заканчивая 2-ой класс, многие дети больше опираются на память при подборе проверочных (т.к. слова повторяются) или подбирают наугад, или вовсе не "слышат" орфограмму.

Это не лень, а последствия несистематической работы.

Проблема №7

В первую половину 2-го класса у большинства только формируется беглое письмо. Ребёнок физически не успевает следить не только за тем, КАК он пишет, но и ЧТО пишет.

Многие не могут в целом быстро понять написанное прописью.

Только ко второму полугодию у большинства повышается скорость письма ➡ скорость анализа символов.

Проблема №8

Скудный словарный запас

Невозможно подобрать/вспомнить/образовать слова, которые НЕ знаешь.

3 класс

1 часть
1 часть

✨После летних каникул обычно происходит 🤸‍♀️"обнуление", поэтому первую четверть в 3-ем классе в основном повторение.


Морфемы и "форму слова" начинают изучать только ближе к декабрю.

 Цель статьи - описать родителям возможные причины непонимания детьми алгоритма подбора проверочных слов.  Ребёнок "не дурак", это не "лень".-18

Таким образом, только ближе ко второму полугодию 3-го класса у большинства учеников накапливается достаточный учебный опыт, для быстрого определения орфограмм и проверочных слов, контроля письма (опираюсь на опыт).

Вывод:

✅ трудности ожидаемые😔

✅ не ждать, что навык "слышать/видеть" орфограммы сформируется быстро;

✅поддерживать ребёнка, помогать расширять словарный запас, запоминать написание часто употребляемых слов;

✅не ругать, если во 2-ом классе не может образовать однокоренные слова (нужна системная целенаправленная работа по изучению морфем)

⬇Делитесь своим опытом в комментариях💙